Этот образ – не просто плод воображения художницы, это реальный факт из её жизни. В одном из путешествий по Исландии она увидела с корабля выглядывающие из‑под воды хвосты китов и поняла, что непременно должна увидеть их целиком, нырнув в океан.
Встретились мы, когда Наталия готовилась к поездке в Мурманскую область, в Тириберку – туда она возит группы девушек, желающих нырнуть в Северный Ледовитый океан. Общение с ней напомнило прыжок в воду – без предисловий – на самую глубину. Только познакомились и сразу перешли на «ты», разговор получился искренним и честным.
– Наташа, художниками становятся по зову души. Как это произошло с тобой, ведь, если я правильно понимаю, художественного образования у тебя нет?
– Я инженер-дизайнер. Да, художественную школу я не оканчивала. Но отчасти рада этому, потому что у меня была возможность не копировать педагогов, как это делают дети, а найти свой стиль самостоятельно, хоть на это и потребовалось больше времени. Из своего опыта я понимаю, что научиться рисовать может любой.
– Ты не веришь в талант?
– Как сказал Эйнштейн: «Гений – это один процент таланта и 99 процентов труда». Вот чтобы этот труд проделать, нужна жажда творить.
– А из чего родился твой стиль?
– Из любви к воде. Когда я первый раз нырнула, я ощутила это умиротворяющее чувство спокойствия и невесомости. Под водой у меня проходят самые сложные, но самые глубокие разговоры с собой. Когда погружаешься на задержке дыхания, ты должен себе доверять. Сложно прочувствовать момент, зависнуть в толще воды и наслаждаться, когда у тебя паника. Но обсудив с собой все страхи, можно посмотреть наверх, ощутить над собой высоту пятиэтажки и сказать: «Молодец, смотри, сколько проплыл, а сейчас будем всплывать, но не спеши, насладись». Когда погружаешься на глубину, ощущаешь космос. Когда вода тебя держит в невесомости, а внутри лёгкость, потому что всё с собой обсудил. Это самое удивительное ощущение, которое я наблюдала. Полная гармония с собой и средой.
– Удаётся это ощущение потом передать в рисунке?
– Да, когда я рисую, ловлю похожее состояние. У меня онлайн-проект по рисованию называется «Зайди в себя», потому что в процессе творчества появляется схожая лёгкость внутри, и дописав картину, словно выныриваешь в реальность.
– Расскажи, как увлеклась дайвингом?
– Началось всё в путешествии по Исландии. В отеле я наткнулась на рекламную брошюрку: смотрю, а там я. Девушка в маске для подводного плавания очень на меня похожа. Я даже сохранила буклетик. В нём реклама погружений в разлом между тектоническими плитами. Я «загуглила» картинки в интернете. Виды нереальные: вулканические срезы ступенями, яркие краски. У меня в сердце ёкнуло: «Надо сюда вернуться» – и вернулась, сдав нормативы по глубоководным погружениям и дайвингу в холодных водах. Ведь без сертификатов погрузиться туда нельзя.
До этого я погружалась лишь в Египте на четыре-пять метров, и то это было в панике. В первый раз мне было сложно даже с трубкой плавать, вдохнуть и довериться инородной среде. До сих пор помню этот спазм в груди. Но после я нашла дайв-центр, где сдала на сертификат дайвера, далее ступень глубоководного дайвинга и на «сухой костюм» – для погружения в холодных водах. С сертификатами вернулась в Исландию, погрузилась в тот самый разлом. Окончательно убедилась, что погружения – это моё.
– Помнишь, как влюбилась в китов?
– Когда увидела их в Исландии с корабля, я поняла, что мне мало видеть лишь горбы и хвосты, выглядывающие из‑под воды. Ты видишь только их часть, а общей картины нет, а мне как художнику это важно. Чтобы их увидеть, надо смотреть на них под водой. В Исландии с этим сложно: там видимость под водой плохая. Я начала искать информацию, где и как можно поплавать с китами. Было несколько попыток поехать, но всё срывалось по разным причинам. Просматривая видео ребят с тех поездок, я поняла для себя: самое грустное, когда кто‑то едет в путешествие мечты без тебя.
В той поездке я познакомилась с потрясающими людьми, для многих из них плавать с китами и даже акулами – обычное дело. «Даже если мы не встретим китов, это уже интересное приключение», – говорили они. Я же сразу предупредила, что, если мы не увидим китов, я буду рыдать все пять дней путешествия у них на плече. На второй день мы плавали с синими китами, самыми крупными млекопитающими в мире.
– Какие ощущения?
– Киты идут стадом, и не знаешь, где они вынырнут. За ними гоняешься по фонтанам, которые они выдыхают. Если кит ушёл хвостом вертикально в воду, значит, надолго, и можно не пытаться его догнать. Траекторию движения можно проследить, но они могут развернуться и уйти. Я думала, нырну, посмотрю, а кит махнёт мне хвостиком. Оказалось, что это огромная физическая нагрузка: с лодки прыгнуть в воду, снова быстро забраться на лодку и так много раз. Пытаешься угнаться за дикой природой и хоть чуть‑чуть поучаствовать в её жизни. Тогда я осознала, насколько мы смешные в своих амбициях.
– Удалось увидеть кита рядышком, чтобы посмотреть ему в глаза?
– Это не тот вид китов, чтобы заглянуть ему в глаза. Это были синие киты, и они – как локомотив. Им всё равно, кто там с ними плавает. У них свой путь, у нас – свой. Кит идёт, пускает мощный фонтан. Мы лодкой встаём поперёк его пути, он выдыхает и уходит на глубину. Мы ныряем следом. Тут не до взгляда глаза в глаза. В этот самый момент, когда ты прыгаешь к этому гигантскому существу в воду, внутри всё переворачивается. Весь коктейль чувств: и паника, и восторг, и радость. Когда видишь гигантскую голову, уходящую на глубину, время замедляется. Я плыву сверху над китом и не могу охватить его всего взглядом. У них очень длинное тело и только потом точёный хвостик. Я всё ждала, когда же появится хвост! Незабываемое чувство. Потом выныриваешь и понимаешь, насколько они гигантские, и насколько мы крошечные. Такие моменты я ловила в Исландии с водопадами, когда вдруг осознавала, что мы – песчинка в этой огромной природе. Оказавшись рядом с китами, я почувствовала это ещё острее. Понимаешь, что есть живые существа, которые дышат, едят и в разы превышают наши размеры, и при этом от них не ощущаешь никакой агрессии. Только спокойствие и умиротворение. Смотришь на них и думаешь: «Я хочу так же».
– Рисунки начались до поездки. Я придумала акцию «500 на мечту»: рисовала акварельные открыточки, и ребята у меня их покупали за 500 рублей. Я нарисовала много, но запрос был ещё больше, чем мои возможности. Выручку складывала в «китовую» банку. На билеты накопила, а на саму поездку потратила деньги, которые мне оставил папа в наследство. По мне странно такие вещи, как наследство, спускать на развлечение, но зная папу, я думаю, что на моё: «Папа, можно?» – он бы не сразу, но уверенно сказал: «Да, Туся, поезжай».
Китовые хвостики часто леплю. Вот этот хвостик необычный: в глину замешан чёрный вулканический песок из Исландии. Кит и вулкан – интересное сочетание. Для меня творчество – это всё равно что поплавать, побыть в тишине, окунуться в себя. Я уже столько вылепила этих китовых хвостиков, что уже не думаю о процессе. Это отчасти медитация. Когда надо выдохнуть, я либо за акварель сажусь, воду с пигментом развожу, по бумаге гоняю сюжеты, которые мне знакомы, либо леплю и вспоминаю свои поездки.
– В соцсетях ты известна под именем beluha. Почему белуха?
– Это наше северное, они плавают у нас на Соловках. Я их ещё не видела, жду этой встречи. Мне кажется, я даже специально оттягиваю этот момент. Потом взяла себе ник в соцсетях «белуха», что‑то родное, северное, да и кожа всегда белая.
– С белухами реально поплавать?
– Они очень пугливые, но при этом любопытные. Мой друг нашёл к ним подход. Привязал себя за ноги к лодке и медленно двигался от белух, напевая им песни в трубку для плавания, они же из любопытства подплывали, изучали его и уплывали. Такое интересное общение человека с природой.
– И всё‑таки, как дизайнер стала художником?
– Я работала по специальности только на пятом курсе университета. Быстро поняла, что это монотонно и скучно для меня. Нужно было из ЛДСП проектировать корпусную мебель: одинаковые шкафы, как правило, подешевле и попроще. Сделала партию мебели по одному и тому же алгоритму и поняла, что в этом нет моего роста. Тогда мы с одногруппницей предложили руководству расписывать фасады шкафов, хоть какое‑то творчество. Потом стали расписывать стены, разрисовали полгорода: фасады домов, торговые центры, квартиры. Детская тема – благодатная, можно много всего придумать. Это вдохновляло. Когда понимаешь, что твой рисунок на стене останется в детских воспоминаниях на всю жизнь. Как рисунок ковра на стене, на который, засыпая, смотрели мы.
Мы всегда вкладываем в это более масштабный смысл, чем просто заработать, понимаем, что делаем воспоминания.
– Наташ, где картины – их не видно в мастерской?
– Я редко вешаю свои картины.
– Почему?
– Мне работа больше интересна в процессе. Вот эта – «Пучина моря» – недоделана, поэтому картина здесь. Я раньше думала, что мне в принципе не хочется вешать свои картины. Но сейчас появился свой дом, и для создания стиля я могу нарисовать картину и повесить, чтобы добавить в интерьер изюминку, какую‑то историю. Но если честно, готовых картин в запасе почти нет. Стоит только показать в интернете работу в процессе, как она тут же находит себе дом, поэтому и выставок нет, потому что работы все куплены. Но если у меня возникнет идея выставки, с помощью которой я смогу что‑то важное рассказать людям про себя, творчество и природу, то я напишу холсты и акварели, но это будет в одном стиле и с единым глубоким смыслом. Выставка для показа своего уровня, выставка ради выставки для меня бессмысленна.
– Работа на заказ губит художника?
– Отчасти. Важно беречь в себе художника. Можно годами делать одно и то же, то, что берут, заказывают, но в какой‑то момент ты просто не захочешь этого делать. Выгоришь. Помню свой переломный момент несколько лет назад, когда я поняла, что не хочу больше рисовать на заказ всё подряд. С одной стороны – это мой основной доход, с другой – выгорание. Это был долгий переход. Когда раньше мне говорили: «Наталия, нарисуйте нам к свадьбе портрет пары на двух холстах», – я бралась. Но кроме как финансово, это творчество никак меня не наполняло. Теперь я даже росписи стен беру только те, которые мне хочется рисовать.
Ресурс и возможности – там, где ты «хочешь», а не где «надо», потому что если жить только так, как «надо», я бы сейчас делала мебель из ЛДСП и вроде бы хорошо зарабатывала, но рыдала бы вечерами. Как только я нашла в себе смелость и силы делать то, что мне хочется, моя жизнь и творчество круто изменились. Ведь работы теперь чаще покупают до того, как я их успеваю закончить.