02.04.2022 14:00

Испытываю ощущение нереальности происходящего. Каково это, жить по чужому сценарию?

Состояние, в котором человек воспринимает собственную жизнь, как реалити-шоу, психологи называют синдромом Трумана
Pixabay ©

Разбираемся в непростом вопросе вместе с архангельским психологом Екатериной Пятковой.

По другую сторону экрана

— Синдром Трумана хорошо известен, но до сих пор, как заболевание, не имеет медицинского обозначения, — говорит Екатерина Пяткова. — Термин появился в 2008 году. Его авторы — американские психиатры Джоэл и Ян Голд. Они описали расстройство, с которым столкнулись в своей практике - некоторые люди были убеждены, что живут внутри реалити-шоу, как в фильме «Шоу Трумана», что вышел на экраны в конце 20 века.

В фильме у главного героя по имени Труман идеальная жизнь — дом, семья, работа. Но его не покидают мысли, что живет он не своей жизнью. И хотя все убеждают в обратном, опасения Трумана не беспочвенны. По сюжету выясняется, что он с срождения снимается в популярном реалити-шоу, за которым наблюдают миллионы по другую сторону экрана.

Люди вокруг, «семья» и «друзья» Трумана — профессиональные актёры. Единственный реальный человек в шоу — сам Труман.

Если анализировать этот фильм через призму психологии, то он о том, почему чужие сценарии, порой, привлекают нас больше, чем собственная жизнь.

И это не про «безобидное» подсматривание за другими. Несколько лет назад фонд психического здоровья Великобритании назвал одно из популярных реалити-шоу причиной психических расстройств и самоубийств среди молодежи.

В результате проведенного исследования выяснилось, что каждый четвертый британец в возрасте от 18 до 24 лет чувствовал недовольство своим телом после просмотра реалити-шоу. А 15 процентов заявили, что намеренно причиняли себе физический вред из-за ненависти к своему телу, 23 процента испытывали мысли о самоубийстве.

Мимо меня

Печальная статистика и по поводу самих участников подобных шоу. Привыкая жить по сценарию — говорить, действовать и даже думать — утрачивается связь с реальностью и самим собой.

«Вся наша жизнь — игра, а люди в ней актеры» — в данном случае это приобретает буквальный смысл. Опасность синдрома в том, что человек не может разделить реальное и нереальное. Он уверен, что за ним постоянно наблюдают, что его жизнь — шоу.

Всемирные заговоры и убеждённость в предопределённости — это тоже оттуда. Теория может быть любой. Опираясь на неё, человек пытается что-то прояснить себе. Но на самом деле, так наша психика подаёт сигнал — подсказывает о кризисе внутреннем. Но причину мы ищем в других, потому что себя менять намного сложнее.

На консультациях, например, некоторые из моих клиентов говорили о том, что их не покидает ощущение — «жизнь проходит мимо». Жаловались: «Нелюбимая работа крадет время!» Но не делали ничего, чтобы ситуацию изменить. Страдали, но продолжали терпеть, оправдываясь, что «везде кризис» — виноваты обстоятельства, независящие от нас.

У меня была клиентка, которая много лет изводила себя безысходностью и тем, что ей приходится «батрачить» на нелюбимой работе. При этом у неё прекрасное образование, она знает несколько языков. И психологическая помощь, по сути, требовалась лишь для того, чтобы разобраться в себе: «Что именно меня так тяготит? Мне не нравится моя работа или коллектив?» Когда пришло это осознание, ушло и ощущение «не своей» жизни. Сейчас она, кстати, занимается репетиторством и совершенно счастлива.

Выбраться из ловушки

Переписать собственный сценарий никогда не поздно. Оглянитесь вокруг — кто рядом с вами? Мы не обязаны терпеть токсичных и агрессивных людей возле себя. Свое окружение можно и нужно выбирать. Потому что, если моё окружение инертное, не настроено меня позитивно подкреплять, то «квакать» нам, действительно, придётся в одном болоте.

Ищите ресурсы! Самый доступный — ваше хобби. Это то, что приносит удовольствие и дает силы. Если на ресурс перестало хватать времени — раньше, например, вы часто пекли, вязали, путешествовали — а сейчас этого нет, то может возникнуть ощущение, что у вас отобрали часть жизни.

Но настоящее хобби стоит отличать от неистовых увлечений, которые уводят от реальности. Речь про зацикленность — будь то тарелочки с голубой каймой или плюшевые мишки. Это и про зацикленность на компьютерных играх, фильмах, про чтение запоем.

Например, подростки иногда с головой уходят в аниме — подражают образу, поведению своих героев. С точки зрения психологии, это попытка создать ощущение наполненности своей жизни. Но, по сути — самообман.

В такую же зависимость иногда впадают и взрослые. У меня были клиенты, которые и в 30 лет представлялись не своими реальными именами, а именами вымышленных персонажей из компьютерных игр. Ребята заигрались...

Я не знаю, чем ещё занять себя, а тут раз — включил кнопку и ушел в другой мир. Больше времени провожу не в своей жизни, но считаю, что именно эта жизнь — моя.

Такой вот синдромТрумана наоборот, когда хочется не убежать из искусственного мира, а скрыться там. Заигравшийся оказывается в собственной же ловушке. Не может выключить внутреннюю кнопку и продолжает играть. Ещё и удивляется, что окружающие как-то странно реагируют на него...

«Учи сценарий!»

Синдром Трумана — это не только про то, что за мной наблюдают. Это и про зависимость - кто-то беспрерывно дергает меня за нитки: «Сценарий учи!». И если психика слабенькая, можно запросто сорваться в психиатрию.

Ещё одна черта синдрома Трумана — убеждённость в том, что жить надо ради кого-то. У меня была клиентка, которая недавно выдала замуж дочь. Она купила новобрачным прекрасную квартиру, всё сама обставила. А через несколько месяцев молодые разбежались в разные города. Причем, побросали всё, даже домашних животных - шпица и кошку, чьи фотографии так умилительно выставляли в Инстаграмм, оставили одних в пустой квартире.

На консультации мама ужасалась, кого она воспитала. По её словам, сама работала всю жизнь за троих, чтобы у дочки «было всё». У той и было всё, кроме эмоционального компонента, который, как батарейку, ей вовремя не вложили. Но проблема ещё глубже — девочка жила по сценарию мамы, а свой собственный так и не смогла написать. Вырвалась в реальную жизнь, где есть ответственность и... сломалась. Муж-мальчик, к слову, попался такой же — выращенный в аналогичной «стеклянной банке».

Состояние кризиса — это как психологический эксперимент, когда внутри обнажается все дремлющее, а количество агрессии увеличивается в разы. И это не только про битвы из-за сахара и сковородок в магазинах: «Как ты мог покуситься на моё?!» Мы проявляем агрессию, когда чувствуем, что нас загнали в угол. И когда теряем связь с реальностью.

Капелька здорового эгоизма

Никто не сможет помочь мне, если я сам ничего для этого не сделаю. Первый шаг — определиться, живу я своей или чужой жизнью? Шаг второй — пройтись по сценариям, которые есть в моей жизни. Откуда они? Почему я следую им?

Если мы изначально жили не своей жизнью, исполняя чужие сценарии или пытались казаться лучше, чем есть на самом деле — внутренний бунт неизбежен.

Живите для себя — это ваша жизнь. Иногда, нам всем нужна капелька здорового эгоизма, чтобы быть счастливым не за счет кого-то другого, а за счет себя самого. А счастливый человек, он и других зажигает счастьем — это как добро, которое передаётся по цепочке. Если мы загоримся все, как лампочки такой гирлянды, то, возможно, спасем наш мир?

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ