С «матрицы» на бумагу можно делать много оттисков. В музейном мастер-классе применяется специальный станок, который плотно прижимает закрашенную типографской краской «матрицу» к бумаге и получается печать-изображение — одно, два, три…
Но дело в том, что изображение нужно вырезать специальным резцом — штихелем, с которым работают, в том числе, резчики по дереву. Взрослые посетители музейных мастер-классов с удовольствием осваивают эту технику, но с младшими школьниками в музее пока такого опыта не было. И потому Елена Гук, преподаватель Детской художественной школы № 1 Архангельска, для начала провела инструктаж по технике безопасности: режем только от себя, следим за левой рукой и не ставим ее на пути лезвия.
По словам Елены Васильевны, в Художественной школе технику линогравюры пока не преподают, но планируют — для будущих дизайнеров. На мастер-классе дети сначала попробовали штихели на куске обычного бытового линолеума, изрезали свои кусочки знатно, зато на специальном линолеуме дело пошло куда легче. Тему рисунка взяли арктическую: северное сияние, белый медведь на льдине. Особо творческие подмастерья дополнили арктические льды ёлками.
— Мы впервые провели мастер-класс по линогравюре для младших школьников, — говорит методист музея Юлия Микушева. — Мастер-классов для детей в нашем городе много. Мастера знакомят детей с разными техниками рисования, лепки, вышивания, а вот создание детьми линогравюры — редкость! Сама по себе техника достаточно сложная, приходится быть внимательными от начала и до конца занятия, ведь это работа с острым инструментом. От того как глубоко или поверхностно будет продвигаться штихель по линолеуму, зависит результат. В наше время многие привыкли получать результат сейчас и сразу. Работая со штихелем этого не получится. Каждый штришок — это кропотливый, трудоёмкий вклад в создание своей картины. Можно даже сказать, что линогравюра развивает характер: стойкость, упорство, аккуратность и усидчивость. Эта техника в наше время большая редкость, даже профессиональные художники к ней мало обращаются. А в былые времена она была популярна у книжных иллюстраторов. Надеемся пробудить интерес у ребят к линогравюре — и как знать? — может, у нас появятся новые художники, — заключила Юлия Александровна.
Елена Гук в Художественной школе преподает несколько предметов — рисунок, композицию, живопись. На мастер-классах для взрослых ей уже доводилось встречать детей — младших школьников, — которые приходили заниматься вместе с родителями. Заметила, что дети вполне справлялись.
— Почему именно линогравюра? — переспросила Елена Васильевна. — Да, эта техника была популярна в своё время в книжной графике, но сейчас время другое. В книгах для детей иллюстрации часто попадаются яркие, порой — примитивные. Считается, чем ярче, «громче» выглядит книжка, тем больше продаж. А черно-белая графика она не о том, она — о душе, вложенной в каждый штрих.
Оказалось, что участница многих выставок Елена Гук имеет в своем творческом багаже всего две работы в технике линогравюры, поскольку техника сложная, забирает достаточно много времени. Однако, линогравюра — это её давний многолетний интерес. В своё время ей предложили поехать на курсы в «Новгородскую печатню», творческую мастерскую художника-графика, члена Союза художников России, лауреата Премии имени академика Д. С. Лихачева Николая Локотькова, поучиться печатной графике — и художница с радостью согласилась.
— Я люблю всякую технику — масло, акварель, карандаш, маркеры, — перечисляет Елена Васильевна. — Но школьному преподавателю трудно выкроить денёк-другой на собственное творчество. А детям зачем линогравюра? Она знакомит с миром печатной графики, расширяет творческий кругозор, стимулирует к творчеству, что здорово, я считаю.
Созданные своими руками на мастер-классе «матрицу» и работы дети взяли домой. Елена Васильевна дала наставления как в домашних условиях напечатать с «матрицы» новые отпечатки и велела непременно подписывать свои работы. А в музее художественного освоения Арктики, по словам Юлии Микушевой, намерены продолжить эксперимент. Но обратите внимание: детей на мастер-классы по линогравюре приглашают только после восьми лет.