20.03.2022 13:57

В Архангельске состоялись гастроли Костромского областного театра кукол

С труппой приехал главный режиссёр Михаил Логинов, бывший архангелогородец, актёр и режиссёр-постановщик Архангельского театра кукол
Михаил Логинов, главный режиссёр Костромского областного театра кукол
Сцены из кукольного спектакля «Три сестры» в постановке Михаила Логинова

Вероятно, многие помнят нашумевшие в своё время спектакли Михаила Логинова «Мой маленький креольчик» по песням Вертинского, «Она вела танец… Айседора Дункан сквозь легенду», чтецкие вечера для взрослых в музыкально-литературной гостиной. Михаил Логинов участвовал в «Вертепе» режиссёра Дмитрия Лохова, спектакле, первым среди кукольных получившем Национальную театральную премию «Золотая маска».

Ныне у Михаила Юрьевича длинный список постановок в театрах кукол многих российских городов. В Архангельск костромичи привезли кукольный спектакль «Три сестры» по пьесе Чехова, в котором режиссёр играл и как актёр. А в зрительном зале сидели актёры бывшей театральной студии (ныне – Молодёжного театра), в которой начинал свою актёрскую карьеру Михаил Логинов. Когда‑то, в начале 80‑х, они вместе играли в спектакле «Три сестры» в постановке Виктора Панова.

В Костроме Михаил Юрьевич работает с небольшим перерывом 15 лет, жизнь и творчество в Костроме и стало темой разговора.

Государыня Кострома

– Михаил Юрьевич, а как вы оказались в Костроме?

– В 2006 году директор Костромского театра кукол пригласила меня, мол, не хочу ли я приехать и поставить у них что‑нибудь. Я тогда оканчивал Ярославский театральный институт по специальности «режиссёр-постановщик» и, конечно, захотел. Мы сделали спектакль «Слонёнок пошёл учиться» с музыкой Александра Яничека. И вот одно, другое, третье… Знаете, как бывает? Я, например, часто езжу в Воркуту, в тамошний театр кукол, так рассказывают, что люди приезжают на Крайний Север на годик-два, а остаются лет на тридцать.

– И как вас приняли в новой должности?

– Дело не в том, что я приехал на новую должность. Как режиссёр-постановщик я начинал уже в Архангельском театре кукол, хотя и недолго. Вообще, Архангельский театр кукол дал мне хороший разбег. Мой дипломный спектакль «Лысый лев» состоялся здесь, в Архангельске. В Кострому я поначалу приехал как приглашённый режиссёр и только в 2011‑м возглавил творческую часть театра. Однако я попал в новый город уже после сорока лет, и начинать надо было всё заново, с нуля. Очень долго я оставался чужаком. Это, наверное, всегда так на новом месте: что бы ни делал, ты – чужой.

– В чём это проявлялось?

– В насторожённости на каждом шагу и по каждому поводу. Но в мае прошлого года случились серьёзные события, о которых я не буду говорить. Вот в этих трудных условиях я понял, что люди в театре готовы идти за мной и готовы меня отстоять. Вот тогда я, пожалуй, окончательно почувствовал себя своим.

– Говорят, что ни город, то норов. А какая она, Кострома?

– Считается, что костромичи угрюмые, а архангелогородцы молчаливые. Но я никогда не воспринимал Кострому как угрюмый город, для меня он – мягкий, женский. Это проявляется во всём: в климате, архитектуре, атмосфере. Архангельск, по моему ощущению, это суровый мужской город.

– Старую сцену Архангельского театра кукол вы, конечно, помните. А как вам новая, после реконструкции театра? Очень отличается от костромской?

– Трудно было в первый день, когда монтировали декорации и репетировали. У нас, в Костромском театре, по‑другому устроен зал, другое соотношение зрительного зала и сцены. Привыкание, врастание далось нелегко, но такое чувство было недолго. Испытывать стресс от новой площадки – это часть нашей профессии. Мне кажется, всё сложилось, мы победили непривычность пространства.

Чехов и «Пушкинская карта»

– В Архангельске вы показали один спектакль для взрослых. А много ли в репертуаре Костромского театра спектаклей для взрослых?

– Сейчас – немало. Например, спектакль по Чехову «Медведь» в режиссуре Владимира Бирюкова в 2011 году стал событием всероссийского масштаба, взяв «Золотую маску» как лучшая постановка в театре кукол. А ещё «Моцарт и Сальери», «Алые паруса», «Мёртвые души», кукольный балет без слов «Два Дона» (Доны – это Дон Жуан и Дон Кихот).

– Ого! Значит, взрослый зритель Костромы идёт в театр кукол…

– Знаете, кроме всего прочего, нам здорово помогает «Пушкинская карта». С одной стороны, если взял бесплатный билет, то можно и не прийти – не жалко, деньги ведь не платил. Такое бывает. Но если этот проект ещё «задержится» на какое‑то время, то, думаю, это будет здорово. Почему? Потому что это стимулирует, провоцирует театры на постановки для молодого взрослого зрителя. Я в этом отношении с надеждой смотрю в будущее: работы для нас много.

– Вы в своё время начинали свой театральный путь в «Трёх сёстрах», ныне на гастроли вы привезли «Три сестры». Чем вас так привлекает Чехов?

– Да, между этими «Тремя сёстрами» – сорок лет. Чехов вообще привлекателен, это огромный благодатный материал. Работа над его текстами даёт очень много актёрам, несмотря на то, сильной или слабой получилась постановка. Сужу по своему спектаклю: за год, что мы играем «Три сестры», актёры очень выросли в профессиональном плане.

Про колобка и Гамлета

– А как вы выбираете материал для постановки?

– Помимо того что нравится самому? Есть пожелания дирекции театра, отдела по маркетингу, который изучает зрительский спрос. А с 2017 года вообще появилась возможность выбирать, поскольку наш Костромской театр кукол финансируют по федеральным программам «Театры – детям», «Театры малых городов», благодаря чему мы можем приглашать очень разных режиссёров, художников, композиторов, закупать аппаратуру, обновлять оформление зала и так далее.

Кроме того, стараемся не упустить ни одну возрастную категорию. Я, например, очень люблю ставить спектакли для малышей, это самая благодарная и искренняя публика. У меня нет предубеждения, мол, «Колобок» – это фу-у, а «Гамлет» – это о-о-о! Вовсе нет. Но я считаю, что вкус главного режиссёра должен определять художественную политику театра.

– Тогда как вы строите свой театр? Как авторский?

– Я бы очень хотел, чтобы как авторский, но пока не получается. Видимо, я ещё мало поработал в Костромском театре кукол…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА