Практически вся работа по созданию отряда легла на областное управление НКВД. И 12 февраля 1942 года появился приказ начальника Управления НКВД СССР по Архангельской области о формировании партизанского отряда «Полярники».
Под грифом «Совершенно секретно» говорилось, что отряд предназначен для переброски в тыл противника на Карельском фронте. В документе есть и такая строка: «Отряду присвоить кличку «Полярники».
На следующий день вышел ещё один приказ, согласно которому командиром партизанского отряда «Полярники» был назначен политрук запаса Даниил Андреевич Подоплёкин, а начальником штаба этого же отряда – лейтенант запаса Пётр Романович Карелин.
Партизанский отряд численностью личного состава 101 человек формировался на учебной базе НКВД в 38 километрах от Архангельска. Запись в состав его проводилась на добровольных началах. С тех, кто не попал в отряд по каким-либо причинам, была взята подписка о неразглашении сведений.
Вот как писал в своём дневнике боец отряда Пётр Дьячков: «…19 февраля 1942 года. Выдано оружие. Старинные немецкие винтовки все заржавели, даже у некоторых отверстия заросли. Чистили дня по три, у большинства были раковины и в цель шли пули плоскостью. Старинные английские пулемёты «Льюис». Питание было хорошее…»
«… 1942 год. Из Архангельска – 28 февраля, из Лявли до железнодорожной станции на крытых машинах в Няндому. Из Няндомы через Каргополь на автомашинах ГАЗ-АА по 29 человек до Пудожи и пешком около 35 километров до деревни Шала, и тут штаб.
Отряд прибыл в распоряжение бригады партизанского объединения, состоявшего из 9 отрядов.
1 марта 1942 года. С прибытием нашего отряда в Шалу и как раз в это время в целом погиб весь состав пятого отряда карелов. Как единица таковой выбыл.
И вот наш отряд заменил его полностью и получил название отряд № 5 с 4 марта.
Первый месяц партизанщины. Март 1942 год. Отряд № 5 «Полярники» имеет потери: убитых 4 человека, тяжело ранен 1 человек.
Питания было недостаточно, мясо – редкость, рыба тоже, жиров нет, крупа гречневая – одна шелуха, хлеба 300–600 грамм, очень плохое качество, в нём были ещё куски кирпича.
Пойдёшь в поход, получишь паёк: песку сахарного – грамм 70, сала свиного – грамм 100, водки – грамм 300, сухарей – 1000 грамм, табачку затхлого – грамм 30. Это расчёт на трое суток».
Отряд № 5 в составе 1‑й партизанской бригады находился до 13 июня 1942 года, а потом выделился в самостоятельную единицу. Прибыв на Ковдозеро 19 июня 1942 года, «Полярники» действовали на Кандалакшском направлении. Тут стали снабжать партизан продовольствием по нормам воинских частей, обмундировали, каждому взводу выдали по два ручных пулемёта, по три автомата, остальным партизанам – винтовки. Шло время, приобретался необходимый опыт партизанской борьбы с врагом.
В утреннем сообщении по радио 24 августа 1942 года голос Левитана на всю страну объявил: «Карело-Финский партизанский отряд «Полярники» под командованием товарища П. (Подоплекина) совершил смелый налёт на железнодорожную станцию. Партизаны взорвали три склада с боеприпасами и железнодорожные стрелки. 19 июля гитлеровцы и их финские подручные в торжественной обстановке открыли вновь построенный мост длиною около 70 метров. В ночь на 20 июля этот мост был взорван партизанами отряда «Полярники». Через несколько дней бойцы этого же отряда пустили под откос железнодорожный эшелон с боеприпасами и истребили 78 солдат и офицеров противника…»
Партизанские отряды в Карелии базировались на советской территории, а для выполнения боевого задания уходили за линию фронта, неся на себе большой груз, который составлял более 50 килограммов. Каждый боец нёс в вещмешке 300–500 патронов, четыре гранаты, три бутылки с горючей жидкостью, термитные шары, тол, топор, верёвку, котелок, плащ-палатку, личное оружие, продукты питания. По очереди несли рации и санитарные сумки. В зависимости от сложности задания и сроков его выполнения каждый рейд длился от 40 до 50 суток, а затем надо было пробиваться обратно на базу через линию фронта.
Из воспоминаний медсестры А. Г. Зеляниной (Архиповой): «…на лыжах надо было уметь ходить, а с сопок на них – летать. Финны от природы и с младых ногтей – умелые лыжники. Они создавали для борьбы с нами спецотряды и контрольную полосу. Если заметят на ней нашу лыжню, плохо заметённую крайними в колонне бойцами, то обязательно начнут преследовать. Не отцепятся и будут гнать, как псы – добычу. Летом и осенью запутать следы было всё же полегче. Но беда, если тебя обнаружат. Шансов спастись – практически ноль. Лесной бой, он, как охота: тихо-тихо, мирно-мирно, птички поют, да вдруг – тра-та-та, бабах – и ваших нет. Партизанская война, вообще‑то, тихая: два-три часа боя, и все дела. Остальное – неделями ножками-ножками, и всё таясь, скрываясь, втихомолочку, сжав всю терпелку в кулаках. И мы терпели, как могли. До самой Победы…»
Суровый климат Северной Карелии и Заполярья очень мешал партизанам. Летом – полный световой день, а зимой – полная темнота, затрудняли и сковывали их действия и ориентирование на местности. Бывали случаи обморожения личного состава. Бойцы умирали не только в бою на задании, но и от голода, холода и болезней. Принимать пищу и ночевать на территории врага часто приходилось без костров в 30‑градусные морозы.
На учебной базе НКВД в Лявле 2 августа 1942 года Архангельская область сформировала ещё два партизанских отряда: «Большевик» численностью 73 человека (командир Кокора, комиссар Ипатков) и «Сталинец» численностью 70 человек (командир Цветков, комиссар Афанасов).
Из воспоминаний медсестры отряда «Сталинец» А. Г. Зеляниной (Архиповой) о занятиях в учебном центре НКВД: «…партизанскому делу готовили серьёзно, без поблажек. Предстояло ходить в рейды за линию фронта, в разведку и для совершения диверсионных актов. Подрывное дело, хождение по азимуту, стрельба из автомата, винтовки, пулемёта и пистолета были в программе обучения. Через месяц учёбы – пешие походы без груза. Потом из плащ-палаток пошили вещмешки. Стандартная нагрузка на плечах партизана – 45 кг. Для мужиков и девушек одинакова. Взялся – тащи».
После обучения и принятия присяги партизаны прибыли на Карельский фронт. С прибытием двух этих отрядов было создано соединение, в которое вошли отряды «Полярники», «Сталинец» и «Большевик». Командиром соединения был назначен Даниил Подоплёкин.
К данному соединению были приданы взвод минёров из 19-й армии и взвод оленеводов с 30 оленьими упряжками. На оленях вывозили раненых, подвозили боеприпасы. В трудную минуту олени спасали партизан от голода.
Непосредственное руководство боевыми действиями архангельских партизан осуществлял штаб партизанского движения, которым руководил член Военного совета Карельского фронта генерал-майор С. В. Вершинин. Штаб находился в Беломорске.
С лета 1943 года в состав соединения был направлен фотокорреспондент Я. Г. Местечкин, который ходил в походы вместе с партизанами, принимал участие в боевых операциях. Во многом благодаря ему, до потомков дошли ценные фотоматериалы о боевых буднях архангельских партизан.
Партизанское соединение имело несколько мест базирования. Наиболее длительное время партизаны жили в посёлке лесозаготовителей на реке Ёне. База с чьей‑то лёгкой руки получила раскатистое название «Шуми-городок». Партизаны жили в бараках и землянках. На базе имелись баня, клуб, столовая. Обмундирование партизан: фуфайки, ватники, валенки, маскировочные халаты.
В конце 1943 года почти все бойцы получили автоматы ППШ, каждому отделению был выдан пулемёт Дёгтярева, офицерам и женщинам – пистолеты ТТ.
Партизаны, благодаря приобретённому опыту «рельсовой войны», умело справлялись с поставленными задачами. Подтверждением этого является следующий документ:
«Всего за 32 месяца боевых действий архангельские партизаны прошли по тылам противника: «Полярники» – около 7000 километров, «Большевик» – 6000 километров, «Сталинец» – 6000 километров. Ими было уничтожено: 3304 вражеских солдата и офицера, разгромлено 10 гарнизонов противника, организовано крушение 17 железнодорожных составов, взорвано 23 железнодорожных и автомобильных моста, выведено из строя 6297 метров железнодорожного полотна и более 40 тысяч метров линий телефонно-телеграфной связи, уничтожено 15 военных складов и баз, 31 автомашина. Кроме того, у врага было захвачено 12 пулемётов, 411 автоматов, 544 винтовки, 53 тысячи штук патронов, три радиостанции.
Потери партизанского соединения составили: убито – 126 чел., пропало без вести – 73 чел., отчислено по состоянию здоровья – 40 чел.»
Родина высоко оценила воинский подвиг архангельских партизан. Орденами и медалями Советского Союза было награждено 237 человек, среди награждённых – 16 женщин.
Партизанское соединение было расформировано 15 октября 1944 года. За боевые заслуги 265 бывших партизан были награждены почётными грамотами Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР. Для многих война не закончилась, так как 254 человека были переданы в Красную армию, 11 человек направлены в распоряжение Архангельского Обкома ВКП(б).
На бывшей учебной базе НКВД до настоящего времени сохранился двухэтажный дом, в котором 80 лет назад проходили специальную подготовку архангельские партизаны. Рядом у дороги стоит обелиск партизанской славы, на котором высечены фамилии партизан, погибших в годы войны.
Ежегодно, в преддверии празднования Дня Великой Победы, ветераны РУ ФСБ РФ по Архангельской области, молодые сотрудники вместе с учащимися Лявлинской школы выезжают к обелиску, чтобы почтить светлую память о подвигах партизан Севера.
Кроме этих отрядов, четвёртым отделом УНКВД АО были сформированы ещё четыре партизанских отряда – «Папанинцы», «Новгородцы», «До Победы», «Северяне», а также диверсионно-разведывательные группы «Шторм», «Добровольцы», «Беломорцы», «Мстители», «Лесные» и «Зимние».