04.02.2022 17:09

«Архангельск музыкальный» от Николая Карташева до Александра Мезенцева

Страницы музыкальной истории города представлены экспонатами из личных архивов северных музыкантов
Фото: Елена ИРХА
Фото: Елена ИРХА
Фото: Елена ИРХА

На выставке, открывшейся в Архангельском краеведческом музее, можно увидеть редкие фотографии, издания нот, афиши, грампластинки, кассеты, диски, музыкальные инструменты, сценические костюмы, личные вещи выдающихся музыкантов и тех, кто служил музыке словом и делом.

Экспонаты взяты не только из музейных фондов, но и из личных архивов архангельских музыкантов, предоставленных самими участниками или их семьями.

Кроме того, выставка снабжена видео- и аудиоматериалами, а также записанными воспоминаниями, мыслями о жизни и искусстве известных архангельских музыкантов. Охватывает она XX и XXI век.

По мнению Андрея Жданова, одного из кураторов выставки и экскурсовода, Архангельск всегда был музыкальным городом в силу исторического положения: здесь проживали иностранцы в Немецкой слободе, они привозили из своих стран музыкальные инструменты, в Архангельске звучал орган, в домах архангелогородцев имелись фортепиано или другие инструменты.

И когда в 1900 году в Архангельск приехал дирижёр, хормейстер и антрепренёр Николай Карташев, ему без труда набрали музыкантов из числа горожан для симфонического оркестра. Под его руководством произошло объединение творческих музыкальных сил Архангельска — симфонического оркестра, хора и певцов. Кроме того, Николай Григорьевич основал в 1907 году музыкальную школу, которая работает и ныне — это Детская музыкальная школа № 1 Баренц-региона.

Карташевым открывается выставка, а заканчивается Александром Мезенцевым, который в настоящее время занимается подготовкой 29‑го международного рок-фестиваля «Беломор-буги». И если в начале выставки посетителей встречает фортепиано конца XIX века московской фирмы Штюрцваге из фондов краеведческого музея, то венчает внушительная связка истерзанных барабанных палочек из коллекции архангельского рок-клуба «Колесо».

Между ними — более ста лет музыки, годы творческого труда, удач, неудач и творческих взлётов выдающихся архангельских музыкантов, композиторов, коллективов разных музыкальных направлений, аплодисментов зрителей нескольких поколений. Словом, того, что Андрей Жданов называет музыкальной аурой города.

Имя композитора Александра Мосолова, подолгу жившего в Архангельске и сотрудничавшего с Северным хором, а ранее — музыкального авангардиста 1920‑х годов, более известного за рубежом, чем в нашей стране. Особенно сочинение «Завод. Музыка машин» (для оркестра, с партией «железного листа»). Авангардные приёмы Мосолова были взяты на «вооружение» многими исполнителями. Например, Андрей Жданов их нашёл в композиции «Битлз» «A Day In The Life» из альбома «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» 1967 года.

Или, вам известно, что в итальянском городе Кастельфидардо сооружён бронзовый памятник аккордеону, на котором увековечены имена выдающихся музыкантов мира? Среди них — архангелогородец Юрий Иванович Казаков, народный артист СССР, в своё время получивший золотую медаль и приз «Золотой голос» в этом же итальянском городе за выдающиеся достижения в музыкальном искусстве.

Воспоминания Николая Харитонова, ныне писателя, автора художественной и документальной прозы, а в конце 1970‑х начинающего радиожурналиста, — просто изумительны! Он услышал про группу «Машина времени» и решил их привезти в Архангельск «на танцульки». Деньги пошёл выбивать в… горком комсомола. Ну откуда провинциальному Архангельску было знать, что в Москве концерты «Машины времени» считались подпольными? Концерт состоялся, и музыкантам даже впервые — здесь, в Архангельске — официально заплатили их первый концертный гонорар.

Фото: Елена ИРХАФото: Елена ИРХА

Увидев цинковое ведро с непонятной надписью в центральной витрине, пусть молодые посетители выставки не удивляются: это сценический атрибут Владимира Резицкого, с ним на голове он выступал на публике. А что за надпись — про то расскажет экскурсовод. Побывайте на экскурсии Андрея Жданова, все свои слова он подкрепляет записями произведений в исполнении музыкантов, о которых ведёт речь.

Чья молодость пришлась на 80‑е годы прошлого века, когда зародился музыкальный стиль «диско», и сами вспомнят «Бони М», Глорию Гейнор и Донну Саммер, в своё время изменивших лицо популярной музыки во всём мире. На выставке представлены их пластинки из коллекции Андрея Жданова, выпущенные в СССР и за рубежом.

«Страниц истории» музыкального Архангельска выставка насчитает много, хотя на первый взгляд кажется небольшой. Работали над ней три научных сотрудника Архангельского краеведческого музея: Елена Преловская, Ирина Иевлева, Андрей Жданов. Помимо экскурсий-рассказов, предполагаются семинары для преподавателей и учащихся детских школ искусств, встречи с яркими музыкантами города и участниками архангельских музыкальных событий.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА