Уроженец Верхнетоемского района Павел Васильевич Родионов был одним из тех, кто участвовал в боях за Ленинград.
Павел Васильевич родился 18 августа 1923 года в деревне Ефимово Верхнетоемского района Архангельской области. С отличием окончил Горковскую семилетнюю школу. 23 сентября 1941 года в Верхней Тойме состоялся митинг, на котором жители райцентра провожали на фронт группу комсомольцев-добровольцев. Среди них был и Павел Родионов, как раз в августе ему исполнилось 18 лет. Молодому парню предстояло влиться в формируемый под Архангельском комсомольский 85‑й лыжный батальон.
После прохождения курса молодого бойца им выдали новое обмундирование: белые полушубки, маскхалаты и карельские лыжи. Получили они и новые карабины, миномёты. А 16 ноября батальон подняли по тревоге – и по Двине на лыжах до Архангельска. Там посадили в теплушки и повезли на Вологду, оттуда на Ленинград. Но по дороге эшелон бомбили, пришлось снова вставать на лыжи, шли от Череповца на Новгород. Батальон участвовал в боях под Волховом, Павел Родионов воевал, защищая Ленинград, на Волховском фронте в 386‑й стрелковой дивизии в звании младшего командира пулемётчиков. В конце 1941 года получил ранение в левую руку и был направлен в госпиталь города Сокола Вологодской области. После лечения вновь воевал под Ленинградом. В одном из боёв получил тяжёлое ранение в левую ногу, на поезде был отправлен в госпиталь, который находился в Сибири. Ногу пришлось ампутировать выше колена. На тот момент ему было 19 лет.
– Отец иногда вспоминал о войне и плакал, – вспоминает дочь Галина. – Видимо, страшные картины войны вставали перед его глазами. «Выпьем за тех, кто командовал ротами, кто умирал на снегу, кто в Ленинград пробивался болотами, горло ломая врагу», – это его любимая песня. Он всегда говорил о лыжном батальоне, говорил, что третьим прибежал на лыжах в марш-броске, гордился этим. Вспоминал, как в Няндоме на железной печке-буржуйке пекли «блины» из муки и сырой картошки, прилепив её к печке. Вспоминал солдат, одетых в новые белые полушубки, во время бомбёжки закапывающихся в снег, как куропатки, а лыжи сверху. Многие так, свернувшись калачиком, и оставались в снегу. Вспоминал пулемёт «Максим», который тянул за собой, как строчил из пулемёта: та-та-та-та. Вспоминал, как везли их раненых в переполненном поезде и стоны солдат.
Вернулся домой Павел Васильевич в 1943 году инвалидом второй группы и всю оставшуюся жизнь, около 25 лет, ходил на работу пешком на протезе три километра. Работал в родной деревне Ефимово в колхозе «Родина» и совхозе «Горковский». Там же познакомился со своей будущей женой Клавдией Арсентьевной Маршиной, с которой у них было пять детей. После тяжёлой и продолжительной болезни Павел Васильевич умер 18 февраля 1970 года. Ему было 47 лет. Похоронили его на кладбище близ деревни Согры.
– Под Ленинградом пропали без вести два старших брата отца Семён Васильевич и Андрей Васильевич, – говорит дочь Галина. – До сих пор о них ничего не известно. А информацию об отце мне помогли собрать люди, которые занимаются благородным делом – пишут «Книгу Памяти». Это Николай Александрович Лычев, проживающий в деревне Согре, и Валерий Михайлович Попов. Спасибо им огромное! Отцу и всем защитникам нашего Отечества низко кланяюсь за то, что они совершили, что им пришлось пережить, чтобы мы жили.