Документом предлагается ввести одноуровневую систему организации самоуправления на местах, установить полномочия муниципалитетов, а также усилить ответственность глав муниципальных образований.
Как рассказали в пресс-службе Госдумы, законопроект подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в государстве.
Документ предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях ее приведения в соответствие с правовой природой муниципальной власти.
По словам председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, это будет способствовать устранению путаницы при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, одноуровневая система организации местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.
При этом, общая структура органов местного самоуправления остается неизменной.
Также законопроектом предлагается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования — муниципальные выборы.
Глава муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом такого образования, избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае представительный орган избирает главу муниципалитета из своего состава либо из числа кандидатов, представленных главой региона.
Усиливается ответственность глав муниципальных образований и руководителей местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами Президента РФ. С соответствующей инициативой глава субъекта вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.
Укрепляется и статус главы местной администрации. Законопроект предусматривает, что он замещает муниципальную должность.
Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — пять лет.
Кроме того, глава субъекта вправе вынести предупреждение или объявить выговор главе муниципального образования и руководителю местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий.
Законопроектом обеспечивается синхронизация сроков полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом такого образования из своего состава и исполняющего полномочия председателя представительного органа, со сроком полномочий этого органа. В таком случае при досрочном прекращении полномочий представительного органа полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно.
Кроме того, в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, руководящий местной администрацией, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.
Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.
Между тем, вчера Союз российских городов провел Всероссийское совещание по проекту федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». В нем приняли участие представители Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Ассоциации городов Поволжья, Ассоциация города Урала, Игорь Скубенко, вице-президент Союза городов Центра и Северо-Запада России, глава Северодвинска.
Как сообщает официальный сайт Союза российских городов, участники слушаний поддержали принятие нового федерального закона, регулирующего принципы организации местного самоуправления в России, однако отметили, что для обеспечения эффективного законодательного регулирования необходимо обеспечить серьезную доработку текста Законопроекта ко второму чтению.
Так, по мнению участников слушаний, в законопроекте определение «местное самоуправление» прописано недостаточно четко и требует уточнения. Необходимо упорядочить федеральным законом территориальную организацию местного самоуправления.
Также целесообразно сохранить уже отработанные конструкции «вопросы местного значения» и «полномочия по вопросам местного значения». Для этого участники совещания предложили сохранить систему, при которой в законе об общих принципах организации местного самоуправления закрепляются вопросы местного значения и базовые организационно-правовые, а в отраслевом законодательстве детализируются полномочия по каждому вопросу местного значения.