28.01.2022 13:00

Как современным родителям лучше понять ребёнка? Мнение психолога

Что такое эффект Ромео и Джульетты? И почему современным родителям, чтобы лучше понять своих детей-подростков, иногда стоит перечитать Шекспира – разбираемся вместе с архангельским психологом Екатериной Пятковой
Lori ©

Не благодаря, а вопреки?

– Впервые об эффекте Ромео и Джульетты заговорили в начале 70-х годов прошлого века, – поясняет Екатерина Пяткова. – Группа американских исследователей, проанализировав развитие взаимоотношений в парах, а в исследовании приняли участие 140 влюблённых пар, опубликовала интересные выводы – молодые люди, чьи родители изначально были настроены против их союза, испытывали друг к другу более сильные чувства. Противодействие со стороны близких лишь увеличивало стремление пары быть вместе.

Екатерина ПятковаЕкатерина Пяткова

И хотя эффект Ромео и Джульетты, как показало исследование, был не вечен – максимум длился несколько месяцев, – гипотеза прозвучала вполне романтично и нашла в то время немало поклонников. Впрочем, раздавались и голоса скептиков, которые пытались доказать обратное.

Интересно, что споры продолжались несколько десятилетий, вплоть до начала нынешнего века, когда психологи из Техасского университета вновь провели, а по сути, повторили то же самое исследование. С разницей лишь в том, что участников – влюблённых пар – было в два раза больше.

А вот выводы, к которым пришли исследователи, оказались совершенно противоположными – родительское недовольство не усиливает, а, наоборот, ослабляет чувства молодой пары. Но если родители поддерживают выбор своих детей, то и отношения влюблённых складываются намного лучше.

Конечно, полученные результаты – лишь среднестатистические данные. Но значит ли это, что учёные, впервые описавшие эффект Ромео и Джульетты, ошиблись? Вопрос остаётся открытым.

«Если любить, то до гроба…»

Так, например, современные психологи, рассуждая об эффекте Ромео и Джульетты, делают акцент на подростковых переживаниях. Неокрепшая психика, гормональная перестройка, неспособность справиться с огромным количеством эмоций – подростковый период во все времена был плодовит на различные деструктивные действия: «Если любить, то до гроба». При этом смерть не воспринимается подростком, как что‑то конечное. Скорее, как метафора, символ жертвы, которую я приношу, чтобы показать: «Со мной что‑то происходит, а вы меня не понимаете!»

История Ромео и Джульетты демонстрирует яркость чувств. Но о любви ли эта история? По мнению некоторых современных исследователей – вовсе нет. Ромео и Джульетта никогда бы не влюбились друг в друга, если бы не «жизненные обстоятельства», которые тяготили обоих – семьи Монтекки и Капулетти враждовали. Если бы юные герои знали, как выбраться из тяжёлой ситуации другим путём, они бы выбрались. Но они попытались справиться с изматывающей ситуацией дискомфорта при помощи любви. Подсознательно полагая, что если любовь превратит врага в любимого, то и жизнь чудесным образом изменится.

История Ромео и Джульетты заканчивается трагически, но, как отмечают исследователи, юные герои Шекспира расстаются с жизнью не потому, что больше не могут жить друг без друга, а просто жизнь у них полна тягот.

На разных берегах

В моей практике была девочка-подросток, которая придумала и романтизировала образ любимого мальчика: «Он самый лучший!» При этом о себе она отзывалась не очень хорошо. Говорила, что постоянно достаёт этого паренька, выводит на эмоции, провоцирует ссоры и так далее. Почему я говорю, что она его придумала? Потому что мальчик, несмотря на свою реальность, был виртуальный. Они ни разу не виделись, хотя живут в одном городе – на разных берегах.

Девочке 14, мальчику 16 лет. Познакомились в социальной сети и объявили себя парой. Но общение происходило только через мессенджеры. И когда я стала выяснять, почему же они не встретятся, девочка ответила: «Мой папа против!» Папа воспитывает дочку один. И вначале даже появилась мысль об излишней опеке. Но после разговора с отцом оказалось, что он-то совсем не против этой дружбы.

Для чего же девочке понадобился придуманный образ и некая фигура, которая всё запрещает? Для того, чтобы спрятаться от другой проблемы, более тяжёлой.

На самом деле она боялась и избегала отношений. Потому что папа и мама, как выяснилось, «не просто так разошлись» – они часто скандалили у неё на глазах. Девочка подсознательно боялась представителей мужского пола и раскрытия собственной женственности – отец нелестно отзывался о поведении матери. И все эти подростковые переживания уходили настолько глубоко… А ведь первоначально семья обратилась за консультацией совсем по другой теме – по поводу профориентации.

Крик о внутренней боли

По какому сценарию развивались бы события дальше, если бы девочка так и осталась заложницей своих страхов? Во время стресса, вызванного любой перегрузкой, в том числе и учебной, мог произойти тяжёлый эмоциональный срыв. И страшно даже предположить, какой бы «выход» нашла современная Джульетта, прикрывшись тем, что у неё «несчастная любовь»?

Эффект Ромео и Джульетты применительно к подросткам – это ещё и крик о внутренней боли. Влюбляясь, я зачастую пытаюсь спрятать за этим чувством свою неудовлетворённость реальной ситуацией, которая меня сейчас тяготит. Что‑то невыносимое толкает «на выход» и прорывается наружу через любовь или даже бесшабашную страсть.

И лучше я буду думать о любви, романтичном образе, созданном в моей голове, чем концентрироваться на истинных переживаниях. Почему? Да потому, что реальные проблемы – это уж слишком больно…

«Мама, это всё из‑за тебя!»

Вспоминается и другая, почти шекспировская история, тоже из практики. Две семьи длительное время дружили между собой. И мечтали о том, что их дети – мальчик и девочка – вырастут и когда‑нибудь обязательно станут семьёй. Но дети, став старше, переросли фазу «куклы-машинки» и начали отдаляться друг от друга. Впрочем, для вида продолжали поддерживать иллюзию дружбы и взаимного интереса, чтобы «не огорчать» родителей. Но когда каждый встретил свою настоящую половинку, «играть в друзей» стало уже невозможно.

Вот только родители не оценили и оказались абсолютно не готовы к такому повороту событий. Реакция их, что с той, что с другой стороны, была очень агрессивной. Дошло до того, что и между собой семьи чуть не перессорились. Мечты и ожидания были разбиты вдребезги!

С одной стороны, это тоже про эффект Ромео и Джульетты, а с другой – напоминание о том, что наши повзрослевшие дети – это не мы сами. И если пытаться подогнать их чувства под собственные рамки, можно нарушить и так сломать им жизнь, что мы просто потеряем своих детей.

История Ромео и Джульетты – это и про то, что мы как родители, безусловно, должны присматриваться к избранникам своих детей, держать руку на пульсе, но решать, нравится или не нравится избранник, – это всё‑таки не наш выбор.

К сожалению, многие начинают усиленно вмешиваться и в конечном итоге остаются виноватыми: «Мама, это всё из‑за тебя!» Злость, обида – так происходит отсоединение детей и родителей. Иногда, увы, безвозвратное.

Чтобы оставаться вместе, надо, как бы это банально ни звучало, всегда слышать и чувствовать своего ребёнка. И тогда, если сын или дочь даже сделают ошибку, но собственную – вы их поддержите. А если их выбор окажется правильным – разделите радость вместе.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ