28.01.2022 09:02

Взгляд на зрителя из Архангельского театра кукол: Театр – не для галочки, театр – для души

Как оказалось, подготовить зрителей к спектаклю, особенно тех, кто посещает театр в первый раз, – целое искусство
Марина Мельницкая, педагог Архангельского театра кукол
Мечты любого, кто увидит этого ангелочка, исполнятся. Так задумали его создатели – мама Наташа и дочка Вера
А это тот самый полосатик Бум-бам-бим, который живёт в Сладкой стране

Конечно, отрадно, если приводят детей те родители, которые сами выросли на спектаклях Архангельского театра кукол. Они расскажут детям, как себя вести в театре, обязательно обратят внимание, для какого возраста спектакль, возьмут вторую обувь, выключат звук телефонов уже в фойе, рассмотрят с ребёнком выставки и «волшебное дерево», которое по традиции «растёт» в театре.

По мнению Марины Мельницкой, педагога Архангельского театра кукол, все дети — талантливые зрители, если им это позволяют окружающие взрослые. Она много лет наблюдала за зрителями, работала с детьми ТОЛКа (36‑летнего «Тайного общества любителей кукол») и уверена в том, что детская фантазия и доброта неиссякаемы.

– Посмотрите выставку рисунков «полосатиков», что расположена в фойе театра, — говорит Марина Мельницкая. — Почему «полосатиков»? Да потому, что театр привык вовлекать зрителей в свои фантазии. Если раньше в год тигра у нас мог появиться огромный, но очень весёлый Полосатый Матрас, то почему бы сейчас не появиться «полосатикам»? Дети трёх-одиннадцати лет из студии при творческой мастерской Ольги Махиной не просто нарисовали их, а ещё про каждого придумали историю. А Ольга дословно эти истории записала.

И верно, возле каждого рисунка написана на отдельном листе история «полосатика»: «Бум-бам-бим, так зовут полосатика. Он живёт в Сладкой стране…» (Настя, семь лет), «Это у меня полосатик Дембибом, у него три разных тела, он любит надкусывать метеориты…» (Дима, шесть лет), «Это полосатик. У него тело, как гармошка. Он съел радугу…» (Есения, три года). «Это полосатик. Он с какой‑то Луны свалился. Он очень любит апельсины» (Даша, восемь лет).

Выставка рисунков, впрочем, не единственная. Рядом разместилась выставка ангелов. Они прибыли отовсюду: из ТОЛКовых классов гимназии № 21 и 14‑й школы, из студий при театрах «Понарошку», «Волшебный чемодан» и Дома молодёжи. Есть ангел из «Поморской АРТели» и очень необычный «Ангел побережий Белого моря», которого придумали и смастерили те же дети из студии Ольги Махиной. И сказку про него сочинили все вместе: «Он защищает море от всяких невзгод, загрязнений и чудовищ. У ангела есть подзорная труба. Он любит плавать с белухами…»

– У каждого ангела своё назначение и своя история, — продолжает Марина Владимировна. — Даже имя ангела, написанное детской рукой, добавляет ему обаяния. Но театру важно, чтобы авторы работ были названы честно. Если что‑то мастерили вместе с мамой или всей семьёй — это только приветствуется.

По мнению педагога театра, детские кривые швы или неровно наклеенные детали более ценны, чем безупречный «символ года», купленный в магазине или сшитый мамой вместо ребёнка. Разные выставки детских работ делают в фойе ещё и для того, чтобы «утеплить» новое здание-пристройку, вдохнуть в него атмосферу старого уютного театра кукол, столь любимого несколькими поколениями зрителей.

Уже появилась театральная гостиная, а когда появятся «комната кукол» для кукол-ветеранов прежних спектаклей и игровая комната, тогда вернутся и самые разные экскурсии: «Путешествие по волшебному дому», «Играем в театр вместе» и другие, обещает Мельницкая.

Что касается нынешних взрослых зрителей, то Марина Владимировна считает, что они изменились: появились не зрители, а «потребители услуг». Придя в театр, они моментально утыкаются в гаджеты или начинают «фоткать» ребёнка, даже не посмотрев, что у него за спиной какие‑то рисунки, что‑то на странном дереве развешено, чьи‑то портреты на стенах.

«Трогать ничего нельзя, так хоть бы аниматоров позвали развлечь детей», — сказала одна из таких мам.

– Мы не развлекательный центр, и аниматоров у нас не будет, — говорит Марина Владимировна. — И в старом здании, и в новом до пандемии общение со зрителем у нас часто начиналось в фойе, но это было действие, непременно связанное с предстоящим спектаклем. Театр — это не мероприятие для галочки, мол, сводила ребёнка — культурно развлеклись. Театр — это для души. К счастью, мы по‑прежнему видим много родителей, которые приходят в театр с детьми, чтобы вместе с ними прожить кусочек совсем другой жизни. И чтобы потом, уже дома, вернуться к своим впечатлениям, подумать, попереживать, обсудить. Может, и пофантазировать, чтобы в следующий раз прийти со своей работой для выставки.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА