19.01.2022 17:01

Читатели Добролюбовки встретились с писателем Максимом Замшевым

В Архангельске он второй раз. Первый его приезд в 2019 году в качестве члена Совета по правам человека при президенте РФ был связан с обсуждением строительства на Шиесе
Фото пресс-службы библиотеки

. В этот раз говорили исключительно о литературе. Тем более что в декабре 2021 года Максим Адольфович получил престижную Всероссийскую литературную награду библиотечного сообщества «Премия читателя» за роман «Концертмейстер» о жизни советских музыкантов послевоенной поры. Как отметил автор, открывая встречу с читателями, этот роман «сам дошёл до читателя, выдержав в пандемийный период два тиража». Общение с писателем длилось больше часа. Мы записали для вас самые важные тезисы Максима Замшева.

О лайках и вкусе

Судьба любого писателя зависит от интеллигенции. Никакие современные технологии, раскрутки не дадут тебе того статуса, какой даёт оценка избранного круга людей, которые не смотрят ток-шоу и не читают модные блоги. Они ходят в библиотеки, читают настоящие книжки и выстраивают систему приоритетов на основе своего вкуса. К сожалению, сегодня человека, книгу, историю меряют по лайкам, просмотрам, продажам, забывая, что есть художественный вкус. Но если человек со вкусом тебя оценил, то это значительно дороже любого количества лайков. Людей со вкусом осталось критически мало, но пока они есть, мы будем страной, где на первых местах будут не бульварные, низкопробные, массовые вещи, а Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Фёдор Абрамов, Пётр Проскурин.

О «Литературной газете»

Для любого писателя, для любого талантливого текста у нас открыта дверь, вне зависимости от его взглядов. Тем более если из нашей литературы исключить писателей с умеренно-либеральным или либеральным подходом, то не так много останется. Поэтому мы прекрасно взаимодействуем и с Людмилой Улицкой, и с Дмитрием Быковым.

Мы работаем много с «самотёком», когда автор, которого мы не знаем, присылает стихи, и если они нам понравятся, мы их напечатаем. В этом и есть настоящая газетная жизнь, когда ты не печатаешь из номера в номер прекрасных и известных писателей, а постоянно надеешься открыть новые имена. Я абсолютно убеждён, что в нашей литературе поколение, которое идёт нам на смену, достаточно интересное и сильное.

О тенденциях в современной литературе

Литература — единственная сфера, которую оставили совсем на волю рынка. Поэтому во многом основные тренды диктует читательский спрос, который изучают издательства. Поэтому в современной литературе с одной стороны — желание писателя написать то, что хочется, а с другой — интересы издателя. Так и живём.

Не так давно был тренд на нон-фикшн: когда Лев Данилкин получил премию «Большая книга» за художественную биографию «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» или когда вышел «Катаев. Погоня за вечной весной» у Сергея Шаргунова. Сейчас этот тренд постепенно уходит. Хотя остаётся много истории о периоде СССР: кто‑то восхваляет, кто‑то верит, что это была «империя зла». Мне это всё кажется странным: про это уже сказали раз тридцать.

Есть феминистический тренд, как, например, в романе Оксаны Васякиной «Рана», отчасти в книгах Марины Степной.

Немного ушёл исторический тренд, хотя мы поддерживали исторические тексты премией имени Антона Дельвига (основавшего «Литературную газету» в 1829 году вместе с А. С. Пушкиным). Надеемся, что они опять появятся.

Когда государство крепнет, всегда есть заказ на исторические романы. В 20–30-е годы, когда молодое государство начинало обрастать каким‑то мясцом, как раз появились романы Алексея Чапыгина, Александра Малышкина, Алексея Толстого «Петр I». Сегодня государство делает ставку на историческое кино. Уже почти про все победы советского спорта сняли. Я к этому отношусь хорошо, многие фильмы посмотрел с удовольствием. Но это не то кино, которое будешь пересматривать несколько раз.

Есть авторы, которые пытаются осмыслить недавнее прошлое. Например, Евгений Водолазкин и Гузель Яхина, которых сейчас много покупают. Поэтому тренд на советское прошлое или прошлое духовного опыта сохранится.

Уходит, как мне кажется, грустный тренд на «чернуху», когда задача стояла показать российскую жизнь, действительно, чёрной, неприглядной. В своё время это очень поощрялось издателями.

Жаль, что наши тренды не очень сочетаются с общемировыми. Мы очень мало знаем, что происходит в мировой литературе. Мало переводят, потому что спроса не будет. Как ни объявят шорт-лист Букеровской премии, так ни одной книжки в России не переведено. Поэтому мы в «Литературной газете» даём много материалов, связанных с зарубежной литературой. Здесь нам помогает Институт мировой литературы, где остались уникальные специалисты.

О стиле и языке

Блестящим стилистом является Андрей Тарковский. Для Юрия Полякова вопрос стиля является вопросом большой вдумчивой работы: у него нет врождённого лёгкого чувства стиля, но он пишет очень тщательно. С точки зрения построения текста — пишет он лихо. Конечно, Фёдор Абрамов, его «Деревянные кони» написаны давно, но по языку и по стилю сейчас актуальны. Можно почитать Константина Воробьёва, правда, не военные вещи, а, например, повесть «Вот пришёл великан». Без всякого сомнения — Юрий Трифонов. Его тексты — это просто энциклопедия, как надо писать на русском языке, если хочешь продолжать в литературе стилистически бунинскую, набоковскую линию.

Из современных писателей мне любопытно смотреть, как пишет Александр Проханов. У него такой метафорический приём наматывания метафоры одну на другую. Например, его роман «Надпись». Я бы сказал, что у него такой стиль большого комикса, и в плане метафор он невероятно изобретателен. Хороший стилист Михаил Шишкин, люблю Павла Крусанова, есть потрясающая книга о памятниках у Сергея Носова из Санкт-Петербурга, в которой описан каждый памятник Питера, у каждого своя история, читается как роман. А за свой роман «Фигурные скобки» он был лауреатом престижной премии.

Не для всякого текста нужен изысканный стиль. Я прочитал где‑то гениальное высказывание: «Желание писать хорошо — это удел дебютантов».

О чтении

Читать современную литературу надо! Даже если тебе что‑то не понравится, ты будешь понимать, в каком интеллектуальном пространстве находится наша страна.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила ЗАХАРОВА