19.01.2022 09:04

Ледяной крест Сийской обители

У этих фотографий конца 90‑х годов своя история. Но и у каждого места, изображённого на них, она своя
Фото автора

Антониево-Сийский монастырь. Над январским замёрзшим Михайловским озером, что наподобие подковы окружает эту северную обитель, высится огромный ледяной крест. 19 января – праздник Богоявления, или Крещения Господня. Крещение завершает период рождественских праздников.

Крест – магический кристалл замёрзшей воды – играет разноцветной радугой в свете устремлённых на него прожекторов. Присмотрись к его блестящим граням, к пузырькам воздуха внутри льда, – они словно подмигивают, улыбаются и призывают тебя: удивляйся, твори, действуй, веруй! Веруй в непознанное наукой, а значит – божественное начало мира. Удивляйся миру и поверь, что всё возможно, всё в твоих силах, и прими судьбоносное решение: как в этой жизни поступить по чести, по правде, по совести…

Множеством нитей связали Сийскую обитель с историей России. В самом начале XVII века, в дремучие годы Смутного времени, именно сюда был сослан знатный московский боярин Фёдор Никитич Романов. Он как племянник Анастасии – первой супруги Ивана Грозного – был явным кандидатом на российский трон. Поэтому был опасен, а значит, отправлен куда подальше – на Русский Север. А чтобы покорился и не смел очей поднять на престол – его силком постригли в монахи и нарекли именем Филарет.

Поводом для ссылки был донос казначея Бертенева, что будто бы «у боярина Романова имеются колдовские коренья, способные извести всё царское семейство». Интересно, а в какой русской избе тогда было не найти целебных кореньев?!

Его тюремная камера была на втором ярусе храма-колокольни Трёх Святителей Московских. Зарешёченное окно этой каменной кельи выходило на то самое Михайловское озеро, где все пять столетий подряд на праздник Крещения Господня устраивается знатная купель, над которой сооружался огромный ледяной крест. Игумен Сийской обители Иона в праздник Крещения давал «послабление режима», под строгим присмотром позволяя высокородному боярину окунуться в священные воды. Окунуться – это значит грехи отпустить!

Говорят, всё на этом свете промыслительно, всё имеет свою причину и следствие. Вероятно, что прилив сил, или, по‑нашему, импульс, полученный боярином Фёдором Романовым в студёной крещенской купели на Михайловском озере, сыграл свою роль в будущем матушки России! Вспомните, что далее получилось…

Правившему в 1605–1606 годах Лжедмитрию вдруг снизошло озарение: для доказательств высокого родства повелел он вернуть в Москву всех, кто выжил из ссыльных Романовых. Позднее, по решению Земского собора от 27 марта 1613 года, 17-летний Михаил Фёдорович – сын сосланного Фёдора Никитича Романова – был избран русским царём, основателем трёхсотлетнего царского рода Романовых. А в 1619 году сийский сиделец круто пошёл вверх – становится митрополитом Филаретом, затем Патриархом Московским и всея Руси. Он, будучи отцом молодого государя, фактически правил всей политикой страны, принимал послов, подписывал не только церковные грамоты, но и царские указы. А некогда начитавшись в северной обители мудрёных книжек, он вовсе переродился – из повесы стал человеком мудрым и просвещённым. Далее, в свои патриаршие времена, много сделал для развития книгопечатного дела в стране, даже посылал бесплатные книжные обозы для просвещения Сибири. Считай, в сийской ссылке проклёвывалась… молодая Россия!

Антониево-Сийский монастырь только перелистнул свой 500‑летний юбилей. И даже не старайтесь: ни в каких иных краях не сыскать столь бодрящей купели под невиданных размеров ледяным крестом! Нигде не найти той красоты и благодати, как в этой, запорошенной снегом, северной обители. Вот почему сюда устремляются православные России. И этот ручеёк неуклонно возрастает. Едут, чтобы помолиться да прикоснуться к истории, привезти домой освящённой крещенской воды, окунуться в эту северную иордань.

После всенощного бдения и утренней божественной литургии вся братия и верующие с иконами и песнопениями выходят из переполненного молитвами храма, вдыхают свежесть зимней ночи. Многолюдная процессия направляется на лёд Михайловского озера к той магической иордани – рукотворной купели, искусно сделанной братией в форме креста. Падает снег в ночи, развеваются хоругви, и все замирают, когда игумен опускает в эту бездонную черноту вод золотой крест, очень торжественно проводя чин освящения крещенской воды! Считается, что именно с этого мгновения вода святая, а после купания в ней очистишься от всего греховного и точно будешь совершенно другим.

Войди да трижды окунись в Крещенские воды Сийской обители! Та вода не просто бодрит и омывает: в своём «ледяном кипении» пронизывает тебя насквозь, становится частью каждой клеточки, всей твоей мудрёной биологии, частью всего тебя. Она поднимает к небесам, к новым свершениям. Крещенское купание – это духовное перерождение, ему подвластно создать тебя заново, сотворить настоящие чудеса…

Вот бы и всей нашей огромной стране окунуться в бодрящую иордань под ледяным крестом да выйти из неё собранной, деятельной и молодой! То было бы днём рождения новой, светлой, устремлённой в будущее обновлённой России!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Николай ЧЕСНОКОВ