16.01.2022 11:01

В Камерном зале Поморской филармонии показали новогоднюю мистерию «Мастер и Маргарита»

Музыкально-драматический спектакль прошёл в преддверии новогодних праздников
В роли Маргариты – Мария Новикова, актриса Архангельского драмтеатра
Маэстро Владимир Онуфриев
Этот «один червонец» выиграл билет на концерт Поморской филармонии

Он был создан режиссёром-постановщиком Алексеем Ермилышевым с привлечением четырёх актёров четырёх театров Архангельска и Северодвинска, сорока оркестрантов симфонического оркестра под управлением Владимира Онуфриева и целой команды, отвечающей за видео-арт, свет и звук.

Если кто‑то смотрел постановку «Арктические конвои „В настроении“ Гленна Миллера» в Камерном зале в постановке Алексея Ермилышева, тот может понять замысел режиссёра: зрелищные визуальные эффекты, драматическая игра актёров и музыка, «прозвучавшая» на страницах романа. Словом, мистерия, передавшая магию романа Булгакова.

Как считает режиссёр, на всём протяжении романа упоминаются напрямую или «зашифрованы» музыкальные произведения разных композиторов разных эпох. Поскольку действие романа начинается в тревожно-противоречивые тридцатые годы прошлого века, то открывает спектакль музыкальная тема Дмитрия Шостаковича из кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает прохладой…»).

Во время погони Ивана Бездомного за Воландом, Коровьевым и Бегемотом из всех окон доносится полонез из оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Прозвучал он и в спектакле. Бездомный и Мастер оказываются в клинике доктора Стравинского — и в музыкальной мистерии тоже появляется сочинение Игоря Стравинского.

В программе новогодней мистерии также прозвучали сочинения Барбера, Малера, Мусоргского, Штрауса и Шуберта. А как же сочинения «однофамильца Миши Берлиоза»? Нет, чего не было, того не было. Не прозвучала и песня «Славное море священный Байкал…», которую в романе пели и не могли остановиться из‑за проделок нечистой силы несчастные сотрудники городской зрелищной комиссии.

Зато как встретила архангельская публика мелодии Штрауса в исполнении архангельских музыкантов! Именно этот музыкальный момент в спектакле заслужил овацию. Помните, в романе на балу у Воланда оркестром дирижировал сам «король вальсов» Иоганн Штраус, поскольку на столь великом балу присутствовали «только мировые знаменитости». Помимо Штрауса, там названо имя скрипача и композитора Анри Вьётана, хотя за великих музыкантов читателям романа бывает несколько обидно: эти люди своим вкладом в мировую культуру заслужили только райские кущи.

В новогодней мистерии «Мастер и Маргарита» приняли участие актёр и режиссёр Северодвинского драматического театра Анастас Кичик, актриса Архангельского театра драмы Мария Новикова, актёр Молодёжного театра Степан Полежаев и актёр Архангельского театра кукол Анатолий Шкляев, разыгравшие магическое противостояние добра и зла и поведавшие историю самоотверженной любви.

Зрители тоже оказались частью интерактивного шоу и стали участниками представления самого Воланда, коварно переодетого Дедом Морозом. Однако, «сеанс чёрной магии» в спектакле оказался очень добрым: это был розыгрыш билетов на концерты Поморской филармонии. Надо было под своим креслом найти купюру в «один червонец» с портретом Владимира Ленина (а какие ещё могли быть деньги в тридцатые годы? Не с видом же Архангельска). Но действительны были только те, на которых была надпись «выигрыш».

За видео-арт с «привлечением» чёрно-белой хроники 30‑х годов (особенно много было в хронике трамваев, поскольку этому виду транспорта отводится в романе не последняя роль) отвечал Сергей Жигальцов. Также в подготовке премьеры участвовали художник по свету Максим Надеев, звукорежиссёр Александр Шорохов-Волков и художница Валерия Миркович. Идея музыкально-драматического спектакля «Мастер и Маргарита» принадлежит Василию Ларионову, директору Поморской филармонии.

А теперь — почему музыкально-драматический спектакль «Мастер и Маргарита» назван новогодним? В произведении Булгакова новогодний праздник вообще отсутствует. Он начинается так: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах…» Как считает Алексей Ермилышев, «потому что эта история любви невероятно красивая. На Новый год всё должно быть красивым. А главное, что в ней случаются чудеса… В этом есть аллюзии к Новому году».

Спектакль тоже получился красивым и цельным, несмотря на то что полностью «музыкальные моменты» романа представить на сцене Камерного зала невозможно, это заняло бы слишком много зрительского времени.

«Мастер, неужто вы не хотите днём гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?» — спросил Воланд. Спектакль и закончился «Вечерней серенадой» Франца Шуберта.

Многие зрители надеются, что мистерия «Мастер и Маргарита» ещё попадёт в афишу филармонии.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА