10.01.2022 17:01

На смену дрейфующим станциям в Арктике придет самодвижущаяся научная платформа

Первый рейс уникального российского судна запланирован уже на осень этого года
Фото: Pixabay ©

Напомним, начиная с 1937 года, с первой, папанинской, экспедиции, данные о природной среде в Центральной Арктике, сообщали дрейфующие станции «Северный полюс». Сейчас они в Арктике не работают.

Но уже в этом году им не смену придет ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс».

Несмотря на небольшие размеры (длина 83 метра, ширина 22 метра), платформа вместит в себя все самое необходимое для научных работ, включая шестнадцать лабораторий, оборудованных современной техникой.

На данный момент степень готовности «Северного полюса» — 90 процентов. Платформа, уверяют эксперты, станет ведущей мировой научной площадкой для проведения исследований в Арктике на ближайшие десятилетия.

Как рассказал «Российской газете» директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института, доктор географических наук Александр Макаров, срок сдачи платформы — 1 июля. Идеальное же время для старта экспедиции — сентябрь–октябрь, когда наиболее легкие ледовые условия. Платформа выйдет в Северный Ледовитый океан, а затем будет вморожена в лед, вокруг нее развернут лагерь, где ученые смогут проводить исследования. Технические характеристики позволят платформе два года дрейфовать в Арктике.

Продукты, одежду, необходимое оборудование будем доставлять авиацией — вместе с очередной сменой персонала. На борту для этого есть вертолетная площадка. Кроме того, отработана и технология организации взлетно-посадочных полос на льду рядом с платформой.

Ротация кадров запланирована каждые четыре месяца. А через два года судно вернется в порт, пройдет необходимые технико-ремонтные работы и снова возьмет курс на север.

Срок службы платформы 25 лет.

Судно позволит проводить сотни различных исследований. И сеть наблюдений покроет большую часть Арктического бассейна. А благодаря единой программе исследований данные будут взаимодополнять друг друга. В результате климатические модели станут точнее, повысится уровень поддержки безопасной навигации.

- Мы сможем круглогодично получать информацию из Центральной Арктики, которая сейчас недоступна. Это настолько редкие данные, что уже выстроилась очередь из иностранных коллег, которые заинтересованы поучаствовать в экспедиции, — отметил Александр Макаров.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.