01.01.2023 10:31

Как житель Сии решил участвовать в воспитании детворы своего посёлка

Вот уже четвёртый год с перерывом на пандемию Павел Мищенко занимается с сийскими детьми и подростками общей физподготовкой, обучает приёмам самозащиты, а также прививает принципы здорового образа жизни, которыми живёт сам
Фото предоставлено Павлом Мищенко

Он считает, что из этого складывается то понятие, которое мы называем патриотическим воспитанием.

Причём первые три года он занимался с детьми бесплатно, а сегодня берёт символическую плату, которую, по его словам, тратит на покупку инвентаря для занятий. Мы спросили Павла, зачем ему эти занятия…

– Прежде всего, что означает здоровый образ жизни для вас, Павел, и как вы пришли к этому пониманию?

– Для меня всё началось с желания уметь постоять за себя. Сначала мотивацию давали киногерои. А на тренировках повторял то, что видел в фильмах.

– Самостоятельно?

– Самостоятельно. Но родители меня поддерживали. Обращались к сварщикам, те варили разные конструкции для меня, всё это крепилось на даче. Отец помогал делать тренажёры, мама сшила грушу и боксёрские перчатки. Потом я попал под крыло моего школьного учителя Александра Николаевича Бойчука, который стал меня тренировать и которому я очень благодарен за участие в моей жизни. Кстати, Александр Николаевич до сих пор работает в нашей сийской школе, занимается военно-патриотическим и физическим воспитанием ребят. После наставничества Александра Николаевича, где бы я ни находился, я всегда занимался своим физическим здоровьем.

– Но физическими тренировками вы не ограничились?

– Да. При этом понимание, что такое здоровый образ жизни, у меня складывалось очень постепенно, и я выработал свою систему, читая специальную литературу, общаясь с людьми, которые так же занимались саморазвитием, и прежде всего прислушиваясь к своему собственному телу все эти годы. Я знакомился с разными боевыми искусствами, так как мне это было интересно, но никогда не был привержен одному стилю, я выхватывал из разных стилей то, что было для меня самым ценным, – прежде всего то, что можно использовать на практике в целях самозащиты. При этом параллельно с боевыми искусствами я стал изучать психологию, так как ещё в школьные годы столкнулся с такой проблемой, как страх в реальных уличных ситуациях, и стал задумываться над этим. Отсюда всё и пошло. Сегодня я считаю: если ты занимаешься только физподготовкой, это неполноценно. Необходима внутренняя работа над собой: чистый ум, умение владеть своими эмоциями, умение не допускать ненужных мыслей, умение сосредотачиваться, концентрироваться. Всё это я передаю сегодня детям.

– Когда вы стали не только тренироваться, но и тренировать?

– Ещё когда я учился в 10–11 классах, я проводил тренировки по рукопашному бою для сверстников. В армии, в ВДВ, практиковал инструкторскую деятельность. А когда после армии переехал жить к родственникам в Харьков, увлёкся кроссфитом и работал некоторое время в дополнение к основной работе тренером в этом направлении, затем вёл занятия по самообороне для взрослых… Когда в 2016 году вернулся с семьёй в Сию, тоже сначала думал, что увлеку здесь кроссфитом взрослых и будем вместе тренироваться, но не пошло: парней, которые пробовали, хватало только на первые тренировки. А вот у детей появился интерес к тому, что делаю. Я выходил тренироваться на стадион нашей школы, и дети подходили, расспрашивали… Так и сложилась моя первая группа.

– Почему для вас оказалось недостаточно жить своим обычным укладом?

– В Сие у меня две основные работы, одна из них – в пожарной службе. Так получается, что вокруг меня собираются люди, готовые меняться, и люди так же, как и я, заинтересованы в том, чтобы создать для этого условия: например, сейчас мы занимаемся в Сийском Доме культуры, нам предоставляют помещение бесплатно.

Сейчас за детьми подтянулись и взрослые. Ко мне стали подходить родители, бабушки-дедушки: кто‑то хотел избавиться от болей в спине, кто‑то – изменить «ленивый» образ жизни. Я стал помогать им составлять индивидуальные программы тренировок и в итоге стал вести, помимо детской, ещё группу здоровья для всех желающих. На эти занятия сейчас приходят самые разные люди от 6 до 65 лет. И я рад, если кому‑то помогаю встать на созидательный путь здорового образа жизни.

– А как удаётся совмещать эти тренировки с работой, с семьёй, ведь это и масса времени, и психоэмоциональные затраты?

– Я просто делаю то, к чему лежит душа. А человек всегда находит время на то, что ему нравится, и энергия, потраченная на любимое занятие, заряжает так, что не чувствуешь усталости.

– Какая мотивация заниматься в вашей группе у детей? В этом возрасте они обычно не думают о пользе здорового образа жизни.

– Сейчас у меня занимаются дети и подростки с 7 до 12 лет, больше подростков, которые пришли сами. Костяк группы – человек десять. Детей младшего возраста чаще приводят родители: мальчиков, когда, по мнению родителей, им не хватает мужских качеств, девочек, чтобы развить у них гибкость, так как я делаю упор на растяжку, считаю её очень важной для здоровья и надеюсь, что когда‑нибудь растяжка войдёт у людей в привычку, такую же, как почистить зубы.

До пандемии я занимался с детьми рукопашным боем. Те, первые, ребята уже повзрослели, многие уехали из Сии, чтобы получить образование, и сейчас я набрал новую группу детей, уже на современный мечевой бой, так как направление новое, необычное, увлекательное. Но эти занятия, как и занятия рукопашным боем ранее, я сделал универсальными. Считаю своей главной задачей – научить ребят действовать в самых разных стрессовых ситуациях в жизни и не быть равнодушными, если кому‑то требуется помощь.

– Почему такое внимание отработке навыков самозащиты?

– Потому что увидел, как многие дети сегодня не знают даже элементарных правил безопасности, а некоторые знания им, оказывается, трудно применить. И эти умения у детей нарабатываются только практикой, только постоянными тренировками с разыгрыванием ситуаций, которые могут случиться в реальности. Только тогда это «записывается на жёсткий диск».

– А с какого возраста, по‑вашему, стоит этому обучаться?

– У меня сыну ещё нет трёх лет, я уже с ним занимаюсь. Но это, конечно, происходит не так: «Начинаем тренировку, надевай перчатки – боксируем!» Всё происходит в игровой форме. И, естественно, он смотрит на меня. Когда у меня есть свободная минутка, сажусь на гимнастический коврик, делаю растяжку и заметил, что сын уже пытается вставать рядом и делать так же, как я. И ничего, что он пока только имитирует…

– Планируете сделать эти занятия с детьми делом жизни?

– Хотелось бы, потому что это то, что даёт мне энергию, а не забирает её, и я считаю эти занятия важными для будущего этих детей, для того, что они выросли здоровыми, мыслящими людьми.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЁВА