В объектив учёных попали три самки необычного белого окраса. За семь последних лет это первая встреча с таинственными животными, существование которых до сих пор обсуждается научным сообществом.
Аборигенный новоземельский олень — коренной подвид, существовавший на Новой Земле с незапамятных времён. В 20–30-х годах прошлого века его поголовье резко сократилось из-за массового промысла. Для восстановления популяции на архипелаг завезли северного оленя с острова Колгуев и из печорских тундр.
Долгое время считалось, что коренной подвид ассимилировался с завезёнными оленями и перестал существовать в первозданном виде. Однако в 2014 году на самом севере Новой Земли — мысе Желания — были замечены несколько особей аборигенного новоземельского оленя.
В течение последующих семи лет удавалось получить лишь косвенные признаки присутствия новоземельского оленя на территории национального парка «Русская Арктика» — свидетельства полярников, военных и моряков, костные останки и экскременты. И вот в 2021 году учёным вновь довелось получить фотографии этих таинственных животных.
— В районе мыса Желания научный сотрудник Института имени Северцова Никита Платонов успел через иллюминатор вертолёта сфотографировать бегущих северных оленей. Позднее, при анализе снимка, увидели, что это три молодые самки необычной светлой окраски, ранее не отмеченные в национальном парке. Такой окрас и форма тела свойственны по описаниям для так называемых аборигенных новоземельских оленей, чьё существование до сих пор обсуждается учёными, — рассказал заместитель директора по научной работе нацпарка «Русская Арктика» Иван Мизин.
В пресс-службе нацпарка отмечают, что новоземельский северный олень занесён в Красную книгу Российской Федерации. На территории «Русской Арктики» живут небольшие стада этих животных по пять-десять голов.
— Изучение этого вида животных необходимо не только с научной, но и с практической точки зрения, для чёткого разграничения этого подвида от неохраняемых подвидов оленей, обитающих на Южном острове Новой Земли, — подчеркнул директор «Русской Арктики» Александр Кирилов.