15.12.2021 12:00

В Архангельске и области прошёл Пятый международный фестиваль Arctic Open

Для отбора на фестиваль было представлено более 1500 работ из 98 стран мира. Жюри оценивало 50 фильмов — восемь полнометражных, 12 короткометражных, 22 документальных, восемь фильмов для детей
Фото автора и Артёма Келарева
Актриса Надежда Михалкова знакома зрителям по фильму «Утомлённые солнцем», снятому её отцом Никитой Михалковым
Медиажюри вручает призы
Члены жюри, которые оценивали фильмы для детей, высматривают победителей
Директор кинофестиваля Тамара Статикова
Фестиваль вызвал большой интерес у журналистов. Работает телеканал «Регион 29»

Их авторы живут в России, Канаде, Дании, Исландии, Финляндии, Норвегии, Швеции, США.

Фильмы демонстрировались на 15 площадках в шести городах Архангельской области. Зрители смогли их увидеть бесплатно благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Как я работала в медийном жюри

Организаторы фестиваля предложили войти в состав медийного жюри — так я обрела новый опыт.

Сейчас меня спрашивают — трудно ли было определиться с победителями? Отвечаю, что легко и именно потому, что почти все работы, которые мы посмотрели, а это 22 документальных фильма, оказались очень высокого качества. И почти все могли бы претендовать на победу. И это, кстати, касалось и фильмов, представленных в других номинациях. Надежда Михалкова, председатель детского жюри, сказала, что на этом фестивале жюри дружить было легко, потому что выбирать было из чего. А чтобы совсем не спорить, члены детского жюри дали свои именные дипломы.

В работе нашего, медийного, жюри были свои особенности. На этом фестивале оно создано впервые. В него вошли архангельские журналисты Леонид Черток, Ирина Скалина, Валерий Чубар и я. Кроме нас, работы документалистов оценивало и профессиональное жюри со своей точки зрения. А у медийного жюри предполагался свой, медийный же взгляд.

Да, качество у фильмов было высоким, но по тематике они очень разные. Мы решили, что акцент сделаем на фильмы с социальным звучанием. Свой главный специальный приз мы отдали фильму канадских кинематографистов, который называется «Назойливый медведь» (режиссёр — Джек Уайзман). И всё же название не совсем точное — это не медведь назойливый или надоедливый, а среда обитания, которая загнала его в тупик. За ним охотятся журналисты и службы, которые ему хотят помочь, а он, буквально загнанный, не находит себе места в прежней среде обитания.

Фильм без слов, но весьма красноречивый, и нам тоже понятный. Приз за своих соотечественников получила Чрезвычайный и полномочный посол Канады в Российской Федерации Элисон Леклер.

В программе был представлен и отечественный фильм на тему медвежьей загнанности, снятый на Чукотке. Называется он «Как приручить медведя». Это очень сильный по эмоциональному воздействию и остроте фильм. Он тоже о судьбе загнанных зверей, которым стараются помочь люди. Но многое ли они могут сделать, когда рушится привычная медвежья среда обитания? Но этот фильм остался без награды — увы, победитель может быть один.

Ещё наше жюри отметило фильм «Были-небыли», снятый архангелогородцами Алексеем и Ингой Шаршовыми. В фильме показано, как идёт подготовка к столетию Фёдора Абрамова. На этом фоне его земляки рассказывают свои истории, а их шесть, и звучат цитаты из Абрамова. В обосновании награды мы записали: «За остроту поднятых социальных проблем».

Одна история из этого фильма. Жительница Верколы рассказывает, как её дочка уехала на стажировку в Норвегию и там осталась работать. Мать говорит, что сейчас она живёт в большом доме, ей там очень нравится, она хорошо зарабатывает и много путешествует. А работает дочка… дояркой! И цитата: «Наташа приезжала домой в Верколу и пригласила погостить норвежского фермера к нам в семью, он приехал и очень удивился: «У вас такие луга, такие бесконечно ровные поля, и всё заросло. Если бы такие земли нам — из трактора бы не вылезали, на поле и ночевали бы. Как же так могло упасть хозяйство при таком богатстве?!»

Создатели фильма не пытаются дать ответ на этот вопрос — они его лишь обозначают. Но можем ли мы ответить на него?!

Другой фильм — режиссёра Александра Болотникова «Русский Север. Дом». Место действия — тоже Веркола, и сюжет его тоже скреплён Фёдором Абрамовым, и тон ему задают абрамовские слова: «Главный‑то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет».

Фильм рассказывает о семье Игоря и Марины Чекалиных, которые приехали в Верколу из Москвы в поисках того самого дома, который бы соответствовал их собственным представлениям о нём. Сначала они жили в маленьком домике, а потом купили большой, но полуразрушенный, и восстановили его. И это известный дом Ставровых постройки 1896 года. Сейчас они его не только восстановили, но каждую дверь расписали отдельным северным орнаментом, возродили все его детали. Теперь это гостевой дом «Дом в Пекашино», в него приезжают со всей России.

В фильме Игорь размышляет о семейных ценностях, о возможностях, которые даёт место, избранное ими для жизни. Он говорит и о том, что сейчас есть все возможности здесь жить. И снова же, в фильме нет ответа на вопрос — так почему из села уезжают? А снова же — есть ли у нас ответ и на этот вопрос?

Фильм «Голоса бухты Тихой», режиссёр — Игорь Жданов, автор сценария — Анастасия Ломакина, тоже отмечен дипломом медиажюри — за популяризацию истории и современности Русской Арктики. Он, действительно, об истории и современности знакового места в Арктике, коим является бухта Тихая. Это фильм-повествование, который можно показывать в школе на уроках по истории родного края.

Трудно ли было за довольно короткое время посмотреть 22 фильма, большинство из которых полнометражные? К сожалению, они закончились слишком быстро. Потому, что смотреть эти фильмы было интересно. Даже удивительно, что так много снимается качественного документального кино.

Думаю, что по этим фильмам исследователи в будущем смогут многое узнать о нашей жизни — о наших глобальных проблемах, а также о чувствах и переживаниях, ведь они документально зафиксированы.

Да, и для нас это тоже возможность многое узнать о жизни, порой неведомой нам, но она тоже ведь наша.

Это мучительное кино

– Я не могла дождаться, пока долетит этот проклятый шар, — делится своими впечатлениями от фильма «Медея» одна моя коллега. — Он летит и летит, а мы не привыкли к такому ритму. Хочется быстрее и ещё быстрее. И это было так мучительно! Но какие там гениальные сцены! И ты потом будешь думать о них и о том шаре. И после окончания фильма они тебя будут мучить…

А почему фильм не должен мучить? Разве не мучительно читать Достоевского? Но при этом он самый читаемый автор за всю историю литературы.

В день открытия фестиваля тоже показали такой медленно-мучительный фильм «Море волнуется раз». Это фильм режиссёра Николая Хомерики, который в этом году получил Гран-при фестиваля «Кинотавр» в Сочи. А Ольга Бодрова — премию за лучшую женскую роль на этом же фестивале.

Фильм-притча. О любви и страхе, а это, по сути, два самых сильных чувства. И к ним обращались многие классики, упомянутый Фёдор Достоевский особенно тщательно исследовал тему их совместимости в романе «Бесы». «Страх есть проклятие человека», — это слова Алексея Кириллова, который в буквальном смысле жизнь положил на то, чтобы убить страх. Человек он нравственный, но повернул не в ту сторону в поисках степени своего своеволия. Больше всего он хочет избавиться от страха, чтобы стать человеко-богом. Но заканчивает жизнь банальным самоубийством. И что поразительно — себя он убил, а страх его остался жить и продолжал убивать других.

И мне кажется, что в фильме «Море волнуется раз», прежде всего, речь как раз об этом.

Ведь из страха необязательно монстры вырастают. Это могут быть маленькие уродцы, которые жизнь сделают тоскливой и невыносимой даже в опрятном доме, возле которого выкошена лужайка, как возле дома, который увидели молодые герои повествования. И который мог быть в будущем у них самих, чего они и боялись. Значит, надо ещё знать, чем заполнить освободившееся от страха место. Иначе он вернётся, да к тому же приведёт «семерых ещё злее себя». И появятся новые шрамы, которые будут сначала болеть и кровоточить, а потом зарубцуются и станут делом привычным.

Выходит, убить страх невозможно. Но его можно победить. Если не жалеть любви. Если она осталась, конечно…

Вот такое оно — фестивальное кино, которое задаёт мучительные вопросы, которые раздражают, потому что отвечать на них — тяжкий труд. Гораздо проще жить в состоянии сверхзанятости. Спасибо фестивалю, что остановил хоть ненадолго. Пока летел шар. Или блуждали двое в своём затерянном мире, осознавая, что быть таким он не должен, но не понимая, как его изменить и чем заполнить. Но у них есть время — пока медленно растёт хурма, посаженная в начале их новой эпохи.

Архангельск будет прирастать Arctic Open

На фестивале была представлена большая деловая и культурная программа.

В дискуссии «Кинофестиваль как драйвер развития региона» принял участие губернатор Александр Цыбульский. Вёл дискуссию актёр, режиссёр, продюсер, художественный руководитель «Гоголь-центра» Алексей Агранович, который считает, что Архангельская область может стать уникальной съёмочной площадкой с точки зрения местоположения и природных ресурсов.

Светлана Максимченко, директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации, говорила о том, что везде в мире кинофестивали рассматриваются как драйверы развития территорий.

– Мне крайне важно, чтобы фестиваль масштабировался, рос, улучшал позиционирование региона, — подчеркнул губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. — С точки зрения значимости истории, культурного наследия, Поморье даст сто очков вперёд некоторым другим регионам. Здесь множество уникальных культурных объектов, памятников архитектуры, красивейшая природа. И всё это надо показывать. Так мы сможем развивать туризм, экономику впечатлений и, как следствие, саму территорию.

На деловой площадке прошла и большая дискуссия «Арктику сохранять нельзя осваивать — где ставим запятую?». В ней приняли участие кинематографисты, учёные-исследователи, сотрудники национальных парков, участники экспедиций, журналисты, режиссёры, писатели, политики и представители арктических регионов.

В фестивальные дни в музее Бори­сова открылась выставка интерактивных инсталляций, которая посвящена влиянию человека на природу Севера, на городских площадках выступали музыканты. Для людей с разными формами нарушений здоровья были устроены специальные киносеансы, а после показа фильмов они могли пообщаться с их авторами.

Но в таких событиях, как этот фестиваль, есть то, что никаким «аршином» не измерить. В частности, он даёт хорошую встряску. А нам сейчас необходимо вернуть вкус к жизни, вспомнить, как много всего важного и интересного присутствует в нашем бытии.

Кто победил

Полнометражный фильм «Второе солнце», режиссёр Ринат Ташимов, Россия, признан лучшим игровым фильмом. Лучший режиссёр полнометражного игрового фильма — Вальдимар Йоханссон, фильм «Агнец», Исландия, Швеция, Польша. Лучший оператор полнометражного игрового фильма — Александр Ильховский, фильм «Медея», Россия. Лучший сценарий полнометражного игрового фильма — Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашев, «Ыт», Россия.

«Виктор на Луне», режиссёр Кристиан Архофф, Дания, стал победителем среди короткометражных фильмов. Лучший режиссёр короткометражного фильма — Светлана Белоруссова, «Ку-ку», Россия. Лучший сценарий короткометражного фильма — «Накипь», режиссёр Сергей Малкин, Россия. Лучший оператор короткометражного фильма — «Пипо и любовь вслепую», режиссёр Хьюго ле Гуррьерек, Франция.

«В другом месте», режиссёр Вибеке Брилд, Дания, признан лучшим документальным фильмом. Лучшая режиссёрская работа в документальном кино — «По тонкому льду», режиссёр Генри Марио Микс, Россия, Германия. Лучший сценарий документального фильма — «Земля кереков», режиссёр Иван Головнев, Россия. Лучшая операторская работа — «Чермет», режиссёр Николай Н. Викторов, Россия. Специальный приз в документальном кино — «Катя и Вася идут в школу», режиссёр Юлия Вишневецкая, Россия.

Выбор жюри «Arctic Оpen — детям». Лучший фильм и лучший режиссёр — обе награды достались фильму «Нормальный только я», режиссёр Антон Богданов, Россия. Специальный диплом от Надежды Михалковой за отражение вечных ценностей — «Привет, Африка», режиссёр Хасан Серин, Турция. Специальный диплом от Анара Аббасова за выразительность киноязыка — «Африка», режиссёр Дарья Биневская, Россия. Специальный диплом от Марины Мельницкой за точность напоминания о том, что истоки всех детских проблем — семья — «Мой брат Артём», режиссёр Роман Трофимов, Россия.

Выбор медиажюри. Специальный приз за сочетание профессионального мастерства кинематографиста и раскрытия проблемы сосуществования природы и человека документальный фильм «Назойливый медведь», Канада, 2021, режиссёр Джек Уайзман. Диплом за остроту поднятых социальных проблем — документальный фильм «Были-небыли», Россия, 2020, Инга Шаршова. Диплом за популяризацию истории и современности Русской Арктики — документальный фильм «Голоса бухты Тихой», Россия, 2021, режиссёр Игорь Жданов, автор сценария Анастасия Ломакина.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО