Их авторы живут в России, Канаде, Дании, Исландии, Финляндии, Норвегии, Швеции, США.
Фильмы демонстрировались на 15 площадках в шести городах Архангельской области. Зрители смогли их увидеть бесплатно благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Организаторы фестиваля предложили войти в состав медийного жюри — так я обрела новый опыт.
Сейчас меня спрашивают — трудно ли было определиться с победителями? Отвечаю, что легко и именно потому, что почти все работы, которые мы посмотрели, а это 22 документальных фильма, оказались очень высокого качества. И почти все могли бы претендовать на победу. И это, кстати, касалось и фильмов, представленных в других номинациях. Надежда Михалкова, председатель детского жюри, сказала, что на этом фестивале жюри дружить было легко, потому что выбирать было из чего. А чтобы совсем не спорить, члены детского жюри дали свои именные дипломы.
В работе нашего, медийного, жюри были свои особенности. На этом фестивале оно создано впервые. В него вошли архангельские журналисты Леонид Черток, Ирина Скалина, Валерий Чубар и я. Кроме нас, работы документалистов оценивало и профессиональное жюри со своей точки зрения. А у медийного жюри предполагался свой, медийный же взгляд.
Да, качество у фильмов было высоким, но по тематике они очень разные. Мы решили, что акцент сделаем на фильмы с социальным звучанием. Свой главный специальный приз мы отдали фильму канадских кинематографистов, который называется «Назойливый медведь» (режиссёр — Джек Уайзман). И всё же название не совсем точное — это не медведь назойливый или надоедливый, а среда обитания, которая загнала его в тупик. За ним охотятся журналисты и службы, которые ему хотят помочь, а он, буквально загнанный, не находит себе места в прежней среде обитания.
Фильм без слов, но весьма красноречивый, и нам тоже понятный. Приз за своих соотечественников получила Чрезвычайный и полномочный посол Канады в Российской Федерации Элисон Леклер.
В программе был представлен и отечественный фильм на тему медвежьей загнанности, снятый на Чукотке. Называется он «Как приручить медведя». Это очень сильный по эмоциональному воздействию и остроте фильм. Он тоже о судьбе загнанных зверей, которым стараются помочь люди. Но многое ли они могут сделать, когда рушится привычная медвежья среда обитания? Но этот фильм остался без награды — увы, победитель может быть один.
Ещё наше жюри отметило фильм «Были-небыли», снятый архангелогородцами Алексеем и Ингой Шаршовыми. В фильме показано, как идёт подготовка к столетию Фёдора Абрамова. На этом фоне его земляки рассказывают свои истории, а их шесть, и звучат цитаты из Абрамова. В обосновании награды мы записали: «За остроту поднятых социальных проблем».
Одна история из этого фильма. Жительница Верколы рассказывает, как её дочка уехала на стажировку в Норвегию и там осталась работать. Мать говорит, что сейчас она живёт в большом доме, ей там очень нравится, она хорошо зарабатывает и много путешествует. А работает дочка… дояркой! И цитата: «Наташа приезжала домой в Верколу и пригласила погостить норвежского фермера к нам в семью, он приехал и очень удивился: «У вас такие луга, такие бесконечно ровные поля, и всё заросло. Если бы такие земли нам — из трактора бы не вылезали, на поле и ночевали бы. Как же так могло упасть хозяйство при таком богатстве?!»
Создатели фильма не пытаются дать ответ на этот вопрос — они его лишь обозначают. Но можем ли мы ответить на него?!
Другой фильм — режиссёра Александра Болотникова «Русский Север. Дом». Место действия — тоже Веркола, и сюжет его тоже скреплён Фёдором Абрамовым, и тон ему задают абрамовские слова: «Главный‑то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет».
Фильм рассказывает о семье Игоря и Марины Чекалиных, которые приехали в Верколу из Москвы в поисках того самого дома, который бы соответствовал их собственным представлениям о нём. Сначала они жили в маленьком домике, а потом купили большой, но полуразрушенный, и восстановили его. И это известный дом Ставровых постройки 1896 года. Сейчас они его не только восстановили, но каждую дверь расписали отдельным северным орнаментом, возродили все его детали. Теперь это гостевой дом «Дом в Пекашино», в него приезжают со всей России.
В фильме Игорь размышляет о семейных ценностях, о возможностях, которые даёт место, избранное ими для жизни. Он говорит и о том, что сейчас есть все возможности здесь жить. И снова же, в фильме нет ответа на вопрос — так почему из села уезжают? А снова же — есть ли у нас ответ и на этот вопрос?
Фильм «Голоса бухты Тихой», режиссёр — Игорь Жданов, автор сценария — Анастасия Ломакина, тоже отмечен дипломом медиажюри — за популяризацию истории и современности Русской Арктики. Он, действительно, об истории и современности знакового места в Арктике, коим является бухта Тихая. Это фильм-повествование, который можно показывать в школе на уроках по истории родного края.
Трудно ли было за довольно короткое время посмотреть 22 фильма, большинство из которых полнометражные? К сожалению, они закончились слишком быстро. Потому, что смотреть эти фильмы было интересно. Даже удивительно, что так много снимается качественного документального кино.
Думаю, что по этим фильмам исследователи в будущем смогут многое узнать о нашей жизни — о наших глобальных проблемах, а также о чувствах и переживаниях, ведь они документально зафиксированы.
Да, и для нас это тоже возможность многое узнать о жизни, порой неведомой нам, но она тоже ведь наша.
– Я не могла дождаться, пока долетит этот проклятый шар, — делится своими впечатлениями от фильма «Медея» одна моя коллега. — Он летит и летит, а мы не привыкли к такому ритму. Хочется быстрее и ещё быстрее. И это было так мучительно! Но какие там гениальные сцены! И ты потом будешь думать о них и о том шаре. И после окончания фильма они тебя будут мучить…
А почему фильм не должен мучить? Разве не мучительно читать Достоевского? Но при этом он самый читаемый автор за всю историю литературы.
В день открытия фестиваля тоже показали такой медленно-мучительный фильм «Море волнуется раз». Это фильм режиссёра Николая Хомерики, который в этом году получил Гран-при фестиваля «Кинотавр» в Сочи. А Ольга Бодрова — премию за лучшую женскую роль на этом же фестивале.
Фильм-притча. О любви и страхе, а это, по сути, два самых сильных чувства. И к ним обращались многие классики, упомянутый Фёдор Достоевский особенно тщательно исследовал тему их совместимости в романе «Бесы». «Страх есть проклятие человека», — это слова Алексея Кириллова, который в буквальном смысле жизнь положил на то, чтобы убить страх. Человек он нравственный, но повернул не в ту сторону в поисках степени своего своеволия. Больше всего он хочет избавиться от страха, чтобы стать человеко-богом. Но заканчивает жизнь банальным самоубийством. И что поразительно — себя он убил, а страх его остался жить и продолжал убивать других.
И мне кажется, что в фильме «Море волнуется раз», прежде всего, речь как раз об этом.
Ведь из страха необязательно монстры вырастают. Это могут быть маленькие уродцы, которые жизнь сделают тоскливой и невыносимой даже в опрятном доме, возле которого выкошена лужайка, как возле дома, который увидели молодые герои повествования. И который мог быть в будущем у них самих, чего они и боялись. Значит, надо ещё знать, чем заполнить освободившееся от страха место. Иначе он вернётся, да к тому же приведёт «семерых ещё злее себя». И появятся новые шрамы, которые будут сначала болеть и кровоточить, а потом зарубцуются и станут делом привычным.
Выходит, убить страх невозможно. Но его можно победить. Если не жалеть любви. Если она осталась, конечно…
Вот такое оно — фестивальное кино, которое задаёт мучительные вопросы, которые раздражают, потому что отвечать на них — тяжкий труд. Гораздо проще жить в состоянии сверхзанятости. Спасибо фестивалю, что остановил хоть ненадолго. Пока летел шар. Или блуждали двое в своём затерянном мире, осознавая, что быть таким он не должен, но не понимая, как его изменить и чем заполнить. Но у них есть время — пока медленно растёт хурма, посаженная в начале их новой эпохи.
На фестивале была представлена большая деловая и культурная программа.
В дискуссии «Кинофестиваль как драйвер развития региона» принял участие губернатор Александр Цыбульский. Вёл дискуссию актёр, режиссёр, продюсер, художественный руководитель «Гоголь-центра» Алексей Агранович, который считает, что Архангельская область может стать уникальной съёмочной площадкой с точки зрения местоположения и природных ресурсов.
Светлана Максимченко, директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации, говорила о том, что везде в мире кинофестивали рассматриваются как драйверы развития территорий.
– Мне крайне важно, чтобы фестиваль масштабировался, рос, улучшал позиционирование региона, — подчеркнул губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. — С точки зрения значимости истории, культурного наследия, Поморье даст сто очков вперёд некоторым другим регионам. Здесь множество уникальных культурных объектов, памятников архитектуры, красивейшая природа. И всё это надо показывать. Так мы сможем развивать туризм, экономику впечатлений и, как следствие, саму территорию.
На деловой площадке прошла и большая дискуссия «Арктику сохранять нельзя осваивать — где ставим запятую?». В ней приняли участие кинематографисты, учёные-исследователи, сотрудники национальных парков, участники экспедиций, журналисты, режиссёры, писатели, политики и представители арктических регионов.
В фестивальные дни в музее Борисова открылась выставка интерактивных инсталляций, которая посвящена влиянию человека на природу Севера, на городских площадках выступали музыканты. Для людей с разными формами нарушений здоровья были устроены специальные киносеансы, а после показа фильмов они могли пообщаться с их авторами.
Но в таких событиях, как этот фестиваль, есть то, что никаким «аршином» не измерить. В частности, он даёт хорошую встряску. А нам сейчас необходимо вернуть вкус к жизни, вспомнить, как много всего важного и интересного присутствует в нашем бытии.
Полнометражный фильм «Второе солнце», режиссёр Ринат Ташимов, Россия, признан лучшим игровым фильмом. Лучший режиссёр полнометражного игрового фильма — Вальдимар Йоханссон, фильм «Агнец», Исландия, Швеция, Польша. Лучший оператор полнометражного игрового фильма — Александр Ильховский, фильм «Медея», Россия. Лучший сценарий полнометражного игрового фильма — Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашев, «Ыт», Россия.
«Виктор на Луне», режиссёр Кристиан Архофф, Дания, стал победителем среди короткометражных фильмов. Лучший режиссёр короткометражного фильма — Светлана Белоруссова, «Ку-ку», Россия. Лучший сценарий короткометражного фильма — «Накипь», режиссёр Сергей Малкин, Россия. Лучший оператор короткометражного фильма — «Пипо и любовь вслепую», режиссёр Хьюго ле Гуррьерек, Франция.
«В другом месте», режиссёр Вибеке Брилд, Дания, признан лучшим документальным фильмом. Лучшая режиссёрская работа в документальном кино — «По тонкому льду», режиссёр Генри Марио Микс, Россия, Германия. Лучший сценарий документального фильма — «Земля кереков», режиссёр Иван Головнев, Россия. Лучшая операторская работа — «Чермет», режиссёр Николай Н. Викторов, Россия. Специальный приз в документальном кино — «Катя и Вася идут в школу», режиссёр Юлия Вишневецкая, Россия.
Выбор жюри «Arctic Оpen — детям». Лучший фильм и лучший режиссёр — обе награды достались фильму «Нормальный только я», режиссёр Антон Богданов, Россия. Специальный диплом от Надежды Михалковой за отражение вечных ценностей — «Привет, Африка», режиссёр Хасан Серин, Турция. Специальный диплом от Анара Аббасова за выразительность киноязыка — «Африка», режиссёр Дарья Биневская, Россия. Специальный диплом от Марины Мельницкой за точность напоминания о том, что истоки всех детских проблем — семья — «Мой брат Артём», режиссёр Роман Трофимов, Россия.
Выбор медиажюри. Специальный приз за сочетание профессионального мастерства кинематографиста и раскрытия проблемы сосуществования природы и человека документальный фильм «Назойливый медведь», Канада, 2021, режиссёр Джек Уайзман. Диплом за остроту поднятых социальных проблем — документальный фильм «Были-небыли», Россия, 2020, Инга Шаршова. Диплом за популяризацию истории и современности Русской Арктики — документальный фильм «Голоса бухты Тихой», Россия, 2021, режиссёр Игорь Жданов, автор сценария Анастасия Ломакина.