14.12.2021 09:00

Учёный: Ломоносов обосновал и доказал возможность плавания Северным морским путём

В своих трудах он предвидел открытие Северного морского пути, который уже тогда давал возможности расширения зоны промыслов архангельских поморов на восток до самой Чукотки

Михаил Васильевич писал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».

В юности Ломоносов ходил на зверобойных судах по Белому морю и часто слышал рассказы поморов о походах на Новую Землю и зимовках на этом арктическом острове. Слыхал он и передававшиеся из поколения в поколение рассказы о смелых плаваниях поморов через Карское море в Мангазею, стоящую на реке Таз, и о бесчисленных плаваниях казаков и торговых людей, большей частью выходцев из Архангельского края. В описаниях и чертежах русских мореплавателей нашлось много географического материала, который представлял большую ценность для науки. В то время многие участки земли были не изучены, а без этих открытий нельзя было составить подробную карту мира. Атлас, задуманный Ломоносовым, был составлен спустя 27 лет после его смерти.

В 1755 году Михаил Ломоносов, обобщив опыт плавания в Арктике, впервые в истории научно обосновал и доказал возможность плавания Северным морским путём из Атлантического океана в Тихий.

Ломоносов хорошо запомнил все особенности Северного Ледовитого океана и господствующих в нём течений, известных поморам. Через много лет в своём научном труде «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию» Ломоносов высказывал целый ряд замечательно верных и проницательных суждений об условиях полярных плаваний.

8 апреля 1758 года Ломоносова поставили во главе географического департамента Петербургской Академии наук. С первых лет работы в Петербургской Академии он проявлял большой интерес к вопросу о возможности северо-восточного прохода из Европы в Тихий океан. Учёный прекрасно понимал огромное экономическое, политическое и оборонное значение, которое мог иметь для России Северный морской путь, и то, что никто кроме русских, имевших многовековой опыт полярных плаваний, не сможет решить эту задачу.

Для мореходов Ломоносов составил инструкцию, согласно которой экспедиция, достигнув островов Шпицбергена, должна была направиться к Берингову проливу и в северную часть Тихого океана. Эта же инструкция предписывала производить метеорологические, магнитные и астрономические наблюдения, измерять глубину, наблюдать течение.

Это была первая русская научная экспедиция в полярный арктический бассейн. 9 мая 1765 года экспедиция под командованием Василия Чичагова на трёх судах вышла из Кольского залива, дошла до островов Шпицбергена и, обогнув их с западной стороны, достигла 80 градусов 26 минут северной широты. Далее путь был преграждён сплошными льдами. В скором времени Чичагов организует вторую экспедицию и снова пробует покорить Арктику. В тяжёлых ледовых условиях мореплаватели достигли 80 градусов 30 минут северной широты. Экспедиция вернулась обратно.

Ломоносов писал, что: «…российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигает до главных поселений европейских в Азии и в Америке…»

Особую актуальность этот вывод обрёл в ХХ веке, когда заработал Северный морской путь, а освоение Арктики шло в русле рекомендаций Михаила Васильевича Ломоносова. А настоящими воротами в арктическое пространство стала малая родина Ломоносова – архангельское Поморье.

В течение 20 лет – с 1956 по 1976 год – работы на судах Северного морского пароходства мне доводилось быть в составе экипажей судов и заниматься северным завозом народно-хозяйственных грузов в портопункты Ненецкого автономного округа, в Нарьян-Мар, Амдерму, Диксон, Дудинку, Хатангу, Тикси, Певек, в бухту Провидения. Вся эта работа осуществлялась ежегодно, и всегда не хватало навигационного времени совершения последнего рейса в тот или иной порт.

В эти годы Арктика жила полноценной жизнью. К 60‑летней годовщине Северного морского пути, который отмечался в 1992 году, на этой транспортной артерии действовали семь атомных и восемь дизельных линейных ледоколов, атомный лихтеровоз «Севморпуть» и более 130 транспортных судов усиленного ледового класса.

Объём перевозимых грузов по СМП составлял порядка семи миллионов тонн в год, а затем начались, как теперь принято говорить, лихие девяностые. И СМП «просел» – объёмы снизились до одного миллиона тонн.

Государственное финансирование работ уменьшилось в разы, суда и береговая инфраструктура ветшали, а устаревшее законодательство не позволяло работать в рыночных условиях.

В настоящее время в составе многочисленных разработок и предложений можно выделить две наиболее известные и диаметрально противоположные точки зрения на цели и задачи государственной региональной политики. Первая из них основывается на реализации программ по нивелированию социально-экономических различий регионов, вторая предлагает сосредоточить федеральную помощь в развитых регионах, которые должны превратиться в «локомотивы роста».

Сегодня становится всё более очевидным, что на территории Арктики будет создан ключевой для страны комплекс, который будет определять на перспективу условия развития как России, так и иных мировых держав. Поэтому для России сегодня является важным получить и удержать доминирующее положение в Арктике, обеспечив тем самым процветание страны в будущем.

Заслуга Ломоносова в истории освоения Северного морского пути заключается не только в том, что он указал на возможность плавания по нему, что одно само по себе было немаловажным вкладом в науку, но и в том, что он впервые это научно обосновал и доказал.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Клавдий КОРНЯКОВ, кандидат экономических наук, доцент, академик Российской академии проблем качества