11.12.2021 16:13

В Архангельске в Старинном особняке открылась выставка «Кружевная сказка Вологды»

Выставка из вологодского музея кружева передвижная, она побывала уже во многих городах страны и за рубежом
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха

Её экспонаты созданы вручную современными мастерицами по технологии и сложившимся традициям сцепного кружевоплетения на коклюшках.

На выставке вологодское кружево дополняет костяное «кружево» холмогорских резчиков из собрания музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Выставка состоялась при поддержке областного министерства культуры.

Панно, скатерти, шарфы и пелерины, манто и жакеты, представленные в экспозиции, созданы известными художниками вологодского промысла: Галиной Мамровской, Ангелиной Ракчеевой, Эльзой Хумала, Мариной Пальниковой и многими другими.

На монтаж и открытие выставки в Архангельск приехали два научных сотрудника отдела выставок и экспозиций музея кружева Луиза Селянина и Мария Чистякова. Мария Чистякова на открытии выставки демонстрировала посетителям, как плетётся кружево на коклюшках.


Фото: Елена ИрхаЛуиза Селянина/Фото: Елена Ирха

Луиза Селянина рассказала о том, как создаётся вологодское кружево и с чем его носить.

– Создаётся кружево не одним человеком, – пояснила она. – Есть кружевница, раньше её называли «плетея», которая по готовому сколку, то есть рисунку, плетёт кружево. А есть художник кружевного промысла, который и создаёт этот сколок.

– Как работает художник?

– Нам художники говорили, что в период поиска будущего рисунка много читают, посещают музеи и художественные выставки, работают в фондах Вологодского государственного музея-заповедника, слушают музыку, любуются природой – всем, что рождает в голове творческие образы. Потом художник создаёт эскиз на бумаге в нескольких вариантах. Затем художник на бумаге карандашом «плетёт кружево», выверяя всё вплоть до миллиметра. Этот рисунок наклеивается на электрокартон – обычный картон не подойдёт, быстро прорвётся, и закрепляется на подушку. Мастерица берёт в руки коклюшки с намотанными на них нитками и приступает к работе. У нас на Вологодчине очень качественное кружево, тому способствуют и три правила кружевницы – руки мыть, коклюшки протирать, за нитки не держаться.

– Это почему?

– Потому что наше кружево в идеале стирать нельзя. Кружево при стирке, глажке, накрахмаливании деформируется. Если что‑то происходит, например, с кружевным воротником, салфеткой, косынкой или палантином, то можно в мыльном растворе небольшое загрязнение удалить, к примеру, ватным диском. Если загрязнение большое, то поможет только сухая щадящая химчистка. Вообще, кружево нужно хранить бережно, передавать как семейную реликвию, тогда оно будет носиться долго не одним поколением женщин.

– А современные коклюшки похожи на традиционные?

– Да. Размер и форма такие же, как раньше, а вот порода дерева может отличаться. От этого, кстати, зависит их вес и звон.

– Звон?

– Да. Разве вы не знаете, что звук коклюшек, ударяющихся друг о друга, наверное, единственный в мире звук, который никого не раздражает. Ладно если работает одна мастерица, а если их много, так это же настоящая музыка – «мелодия кружева»! Есть такая легенда, что само слово «коклюшка» происходит от звуков «кок – клок». Но «поют» коклюшки по‑разному – звонко или приглушённо, что зависит, повторюсь, от породы дерева и мастерства кружевницы.

– Почему вологодское кружево плетётся только из белых нитей?

– Наше кружево неспроста называют нетающим инеем – белое, ажурное, лёгкое, будто морозные узоры на окнах. Но вологодское кружево плетётся не только из белых нитей. Вы же видите, на выставке есть кружево, выполненное из сурового и отбелённого льна с добавлением цветной или металлизированной нити. Яркое цветное кружево плетут на Рязанщине, в Михайлове. Но там и природа другая, нежели на Русском Севере, и традиции промысла другие.

– Как считаете, всем женщинам идёт кружево?

– Когда заказывают кружевные изделия мастерицам, те в свою очередь спрашивают – по какому случаю: свадьба, юбилей, торжество? Потом спрашивают – с каким платьем вы хотите его надеть, смотрят, какой цвет глаз, волос, тип кожи. Дело в том, что кружево всегда подбирается индивидуально, и что подойдёт одной женщине, другой – ну совершенно не подходит. Женщины сами говорят, когда надевают, например, кружевное манто, то сразу невольно выпрямляются, расправляют плечи, что называется, несут себя «как королевы». Будет на том же празднике дама в бриллиантах, поверьте – все будут смотреть только на вас, если вы в кружевах. Только не стоит надевать и кружево, и бриллианты вместе – они равноценны.

– То есть это как универсальное «маленькое чёрное платье»?

– Верно. Если вам нечего надеть, но у вас есть вологодское кружево – оно вас всегда выручит…

Дополняют выставку инструменты кружевницы – деревянная подставка-пяльца, подушка для кружевоплетения со сколком – техническим рисунком кружева, металлические булавки, крючок и деревянные палочки-коклюшки.

По словам сотрудников архангельского музея, на выставке в Старинном особняке, помимо экскурсий, предполагаются ещё и мастер-классы по кружевоплетению. Но в Архангельске не нашлось кружевницы, нашлась в Северодвинске – Лариса Дедкова, которая ведёт занятия в творческой мастерской по плетению кружев на коклюшках в православном центре святых Кирилла и Мефодия.

К слову, в Вологде кружевному промыслу можно научиться на любом этапе: у мастеров в студиях и на курсах кружевоплетения для взрослых и детей, в колледже народных промыслов.

– На Вологодчине история кружевоплетения началась примерно 200 лет назад и никогда не прерывалась, – подытожила Луиза Селянина. – Мы до сих пор продолжаем историю нашего знаменитого промысла. Выставкой мы хотим показать, что вологодское кружево, наряду с жостовскими подносами, холмогорской резьбой по кости или павлопосадскими платками, – это произведения высочайшего искусства.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА