«Следует знать историю Отечества. Только ведая об истоках, можно постигнуть смысл дел настоящих и устремить ясный взгляд в будущее», – говорил Михаил Васильевич Ломоносов.
– Ломоносов и Баранов – это история нашей страны. Эти два имени прославили Россию, – открыл мероприятие Евгений Калинин, организатор чтений.
Он говорил, что до сих пор случаются несправедливости в научном мире в отношении Ломоносова. Например, в конференц-зале Менделеевского центра стену украшают мозаичные портреты великих химиков Санкт-Петербурга во главе с Менделеевым. Но среди них нет портрета Ломоносова. Хотя Ломоносов был профессором химии!
– Когда Ломоносов вернулся после стажировки из Германии в Россию и был принят в Петербургскую академию наук, на химию тогда смотрели как на искусство. В XVIII веке самое большое количество книг, изданных в России, было посвящено алхимии. Ломоносов в Германии обучался минералогии, горному делу и химии, – рассказывает Евгений Олегович. – А в России тогда не было учёных-химиков. Между тем после возвращения из Германии в Санкт-Петербургском университете Ломоносову устроили экзаменовку. Надо же было выяснить, какие знания Ломоносов приобрёл у немцев. Поскольку ни одного профессора химии среди русских учёных не обнаружилось, пришлось Ломоносову демонстрировать свои знания физики.
Так в 1741 году Михаил Ломоносов был принят в Петербургскую академию наук, где сразу стал организовывать научную химическую лабораторию. Сохранился перечень оборудования, необходимых материалов и реагентов, составленный и переданный в канцелярию Академии наук лично Ломоносовым.
Строительство химической лаборатории – это было ноу-хау. Ломоносов считал, что занятия для студентов очень важно проводить именно в лаборатории.
Организаторы вечера рассказали, что 19 ноября, в день 310‑летия Ломоносова, в Кунсткамере в честь великого русского учёного собирались его коллеги. Кунсткамера – это единственное сохранившееся до наших дней здание в Санкт-Петербурге, о котором можно сказать, что здесь работал Ломоносов. Именно в здании Кунсткамеры он описывал минералогические коллекции, а из башни исторического здания проводил наблюдения в первой российской обсерватории.
Там были представлены научные доклады, посвящённые юбилею Михаила Ломоносова: «О теории цвета и света» и о несостоявшемся проекте пантеона в стенах Петропавловской крепости.
Дороги Ломоносова и Баранова на архангельской земле развело время. А в Санкт-Петербурге они встретились благодаря современным энтузиастам.
Ещё один спикер чтений Вадим Михайлов, который в год 300‑летия Ломоносова участвовал в проектах, посвящённым этой дате, вернулся с его родины, где прошли торжества, посвящённые 310‑летию великого учёного. Из этой поездки он привёз в Санкт-Петербург валенки и подарил их Евгению Калинину, что было весьма кстати – в этот день Петербург завалило снегом.