09.12.2021 09:00

Надежда Виноградова: «В условиях пандемии мы сохраняем бюджетный оптимизм»

Вице-спикер областного Собрания поставила оценку бюджету региона на 2022 год
Надежда Виноградова

На декабрьской сессии областного Собрания в первом чтении был принят проект закона об областном бюджете на 2022 год. Какие впечатления от главного финансового документа остались у главного по экономике в региональном парламенте? Об этом мы поговорили с Надеждой Виноградовой, вице-спикером АОСД по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политике.

– Надежда Ивановна, областной бюджет образца 2022 года по всем основным параметрам практически не отличается от бюджета этого года. Как вы считаете, с чем это связано?

– Если говорить о доходной части бюджета, то она незначительно сократится – на 0,3 процента. Это вызвано тем, что на фоне роста собственных доходов областной казны – мы получим дополнительно около трёх миллиардов рублей – мы вынуждены руководствоваться изменениями в законодательстве о межбюджетных отношениях, в котором в очередной раз пересмотрены параметры распределения налоговых поступлений между регионами и федерацией. Помимо этого, у нас пока нет окончательной информации об объёмах безвозмездных поступлений из федерального бюджета, которые мы ожидаем получить в 2022 году. Впрочем, эта ситуация типична для декабря – федеральный минфин вполне может пересмотреть эти параметры, поэтому, я думаю, доходная часть бюджета в итоге увеличится – как в сравнении с принятым на сессии проектом, так и в сравнении с параметрами 2021 года.

– Что касается расходной части бюджета – нас ждут какие‑то изменения?

– По традиции правительство региона и депутаты сделали всё для того, чтобы бюджет сохранил социальную направленность – на социальную сферу приходится порядка 60 процентов расходов бюджета. Внутри мы видим также типичную картину с той лишь поправкой, что расходы по некоторым социальным статьям стали чуть меньше. Это вызвано вполне объективными факторами: завершением ряда инвестиционных проектов, в первую очередь связанных со строительством новых объектов. При этом меня несколько настораживает 1,5‑кратный рост затрат на обслуживание государственного долга.

– Это значит, что растёт и региональный госдолг?

– Совершенно верно. Если на 1 января 2021 года его размер лишь немного превышал 46 миллиардов рублей, то 1 января 2022 года, по прогнозам правительства, он составит уже 48,2 миллиарда рублей, а на 1 января 2023 года превысит 56 миллиардов рублей и составит более 72 процентов от общей суммы доходов казны.

Однако, есть все основания полагать, что в течение исполнения бюджета федеральный минфин и правительство региона найдут взаимопонимание в части реструктуризации задолженности, а также расширения федеральной поддержки бюджета Архангельской области.

– Кредиты традиционно остаются основным источником покрытия дефицита бюджета. Раз растёт госдолг, значит, растёт и дефицит?

– Нет, он, напротив, постепенно сокращается. Если в соответствии с уточнённым планом на 2021 год его размер составит 8,14 миллиарда рублей, то на 2022 год прогнозное значение дефицита бюджета составит 7,89 миллиарда рублей. В дальнейшем правительство региона и вовсе предполагает резко сократить этот параметр. Что касается расходов на обслуживание госдолга, то они растут потому, что в кредитном портфеле региона вновь начали преобладать дорогие коммерческие кредиты, а не почти бесплатные бюджетные. И эта тенденция тоже настораживает.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.