Советы специалиста, который знает, что делать, чтобы лишние вещи не возвращались в дом

Накануне 50‑летия Людмилу Киселёву сократили, но она не растерялась и освоила новую модную профессию организатора пространства
Фото из архива Людмилы Киселёвой

 Создав систему хранения вещей в своей квартире, она начала этому учить и других женщин.

Новая профессия

– Людмила Альбертовна, почему вы решили учиться на организатора пространства?

– Первое образование у меня педагогическое, второе – управленческое. Я организатор по жизни: в 17 лет пришла работать в школу старшей пионервожатой и организовывала воспитательный процесс, потом работала учителем начальных классов, директором школы-сада, несколько лет занимала должность в администрации Приморского района и руководила социальной сферой. Когда меня сократили, было очень тяжело, но я быстро взяла себя в руки. Сменила цвет волос, пошла в фитнес-зал, к косметологу и начала очень много читать и учиться. Я стала себя называть «хаусменеджер». Занималась внуками, ухаживала за пожилой свекровью, которая болела. Учиться на организатора пространства я пошла, потому что в первую очередь хотела навести порядок в собственном доме, а потом решила помогать занятым женщинам.

– У нас не принято приглашать в дом чужого человека и показывать свой бардак. Думаете, профессия организатора пространства станет востребованной?

– У нас лучшая мотивация прибрать в доме – пригласить гостей и за полчаса быстренько распихать вещи по шкафам. Мне всегда было жалко времени на уборку: трое детей, работа. Порой приходишь домой только поспать, а когда уборкой‑то заниматься? Оказалось, что уборка – это целая наука. Во всём мире профессия организатора пространства очень востребована. Мари Кондо (автор бестселлера «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни». – Прим. ред.), входит в первую сотню влиятельных людей мира. Для нас это новая профессия, она только приходит на рынок труда, так как у нас другой менталитет. Я помню себя ребёнком, когда мы приезжали в гости в деревню. Заходишь в русскую избу: чистота идеальная, но много ли там было вещей? Лавки, стол, русская печь, красный угол с иконами. А сейчас мы постоянно что‑то покупаем.

«Горячие» точки

– Есть такие места в доме, которые притягивают вещи: тумбочка в прихожей, стиральная машина или подоконник. Прибираешься, а через день там снова завал. Как быть?

– «Горячие точки» – это горизонтальные поверхности, на которых появляются вещи, не имеющие своего места. Например, вы пришли домой, открыли дверь и бросили ключ. Муж пришёл – сюда же бросил ключ от машины. Есть определённые приёмы, как с этим бороться. Во-первых, нужно найти причину беспорядка. У ключей должно появиться своё место, можно сделать ключницу. Это «принцип вытянутой руки»: вещь должна находиться в удобном месте и там, где мы её используем.

Ещё один важный принцип: у каждой вещи должна быть своя «нулевая база» и свой «домик». Нулевая база – это место, где вещь хранится. Домом может быть контейнер.

– Не получится ли так, что весь дом будет в контейнерах?

– Нет, такого быть не должно. Это тоже плохо. Нужно создать систему хранения. Посмотрите свой шкаф, насколько эффективно используется пространство? Вся ли поверхность полок используется? Положили в стопочку вещи. Удобно ли брать? Вытащили из середины футболку, и вся стопка развалилась. Гораздо эффективнее хранить вещи вертикально.

– С чего начать наведение порядка в доме?

– С расхламления. Нас всегда учили делать уборку по помещениям: спальня, гостиная, кухня. Это одна из главных ошибок, которую мы допускаем. Расхламляться надо по категориям. Можно начать с гардероба или аптечки – это самая простая категория. Если мы разбираем аптечку, то в первую очередь выкидываем все лекарства, у которых истёк срок годности.

Нельзя разобрать весь дом сразу. Берём только одну категорию. Готовим место для разбора и со всего дома приносим вещи из этой категории. Если разбираем гардероб, можно разложить вещи на кровати. Причём гардероб тоже нужно разбить на подкатегории: верх, низ, нижнее бельё, обувь – разбираем всё по отдельности. Например, смотрим джемперы. Делаем всё очень быстро. Можно поставить таймер на 10 минут.

Вещи должны приносить радость

– Что делать с вещами, которые вызывают сомнения?

– Нужно взять в руки каждую вещь и задать себе вопросы: когда я её в последний раз надевал? Приносит ли она мне радость? Соответствует ли она сегодняшнему моему статусу? Можно сказать вещи: «Ты отслужила своё, я с тобой прощаюсь». Нужно учиться расставаться с хламом. Мне тоже было сложно освоить этот навык. Меня воспитывала бабушка, а люди, пережившие войну, постоянно хранили и перешивали вещи. Сейчас другое время, проще пойти и купить новое, чем перешивать старое. Эти вещи занимают место, мы тратим время на их обслуживание.

– Что делать, если мы не можем сейчас принять решение – оставить эту вещь или всё‑таки расстаться с ней?

– Есть отличный приём – «переезд». Можно отложить эти вещи на хранение в коробку и написать дату, когда мы должны её открыть. Например, через три месяца или полгода. Если за это время вещь вам не понадобилась или вы открыли и поняли, что ещё столько же не будете ею пользоваться, смело расставайтесь.

– С какими вещами вам самой сложнее всего расставаться?

– С книгами. Я очень любила читать. Раньше информацию можно было только в книгах найти, а сейчас есть интернет. Я вам честно скажу, у меня есть непрочитанные книги. Я думала: выйду на пенсию, и у меня будет время их прочитать, пусть постоит, подождёт. Но у меня испортилось зрение, я не могу долго читать и теперь слушаю аудиокнижки. Хотя те книги, которые мне дороги, я, конечно, оставлю.

Сентиментальные вещи труднее всего разбирать. Их откладывают на самый конец. Это фотографии, семейные ценности. Подход такой же. Если вы хотите эту вещь передавать следующим поколениям, конечно, оставляйте. Если вы коллекционер, то организуйте красивую витрину и создайте условия для хранения, чтобы можно было этим любоваться.

– Как быть с сувенирами, которые дарят, и они занимают место на полках? Нас учили, что подарки выкидывать нельзя.

– Для чего была привезена и подарена эта вещь? Для того, чтобы оказать вам знак внимания и сделать приятное. Вы порадовались, вас не забыли, вы поблагодарили человека. Свою функцию эта вещь выполнила. Можете передарить – это нормально. Это ваша вещь, и вы можете делать с ней, что хотите.

– Зона вечного хаоса – детская. Что посоветуете родителям?

– Детям легче прибирать игрушки в маленькие «домики»: все машинки в одно место, маленькие куколки – в одну общую коробочку. А вот от больших контейнеров лучше отказаться, так как ребёнок не видит всех игрушек.

– Что изменилось в вашей жизни после того, как вы освоили новую профессию?

– Я вспоминаю пословицу: «Порядок время бережёт». Раньше я единственный выходной тратила на наведение порядка в доме, сейчас такого нет. Мысли поменялись, от многих вещей я отказалась, при этом я чувствую себя абсолютно счастливым человеком.

Советы от организатора пространства

  • Вещи, от которых решили избавиться, разделите на категории: «Благотворительность», «На продажу», «На помойку или переработку». Если решили с вещью расстаться, постарайтесь вынести её из дома в течение трёх дней.
  • Хлопковые футболки можно отдать автомобилистам в гараж. Когда возишься с машиной, то ими удобно вытирать руки.
  • Соблюдайте «правило одного касания»: если взяли вещь в руки, то отнесите её сразу же на место.
  • Вещи других членов семьи можно разбирать только вместе с ними.
  • Каждый вечер уделяйте пять минут на разбор «горячих точек».
  • Пуховики удобно хранить в вакуумных пакетах, так они занимают меньше места.
  • Делайте маркировку на коробках. Обувь удобно хранить в прозрачных контейнерах.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЕВГРАФОВА