19.11.2021 16:08

В Венгрии состоялась церемония перезахоронения останков советских воинов

На вновь созданном воинском мемориале в городе Калоче теперь покоится и уроженец Архангельска, рядовой Иван Губин
Фото с сайта Министерства обороны РФ. Фото с сайта Министерства обороны РФ

Новость о перезахоронении сообщило Министерство обороны России. В нём говорится, что в церемонии участвовало Министерство обороны Венгрии, представительство Минобороны России в Венгрии, местная архиепархия, другие ответственные лица, в частности чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Венгрии Евгений Станиславов.

Открывая церемонию, посол подчеркнул, что «сегодняшняя церемония является итогом долгой и кропотливой работы, в ходе которой российскими и венгерскими специалистами был продемонстрирован высокий профессионализм, конструктивный подход и готовность к сотрудничеству». Он также выразил особую благодарность всем участникам работ по сооружению воинского мемориала.

Истории рядового Ивана Губина освятил книгу его племянник Виктор ГубинИстории рядового Ивана Губина освятил книгу его племянник Виктор Губин

О какой длинной и кропотливой работе говорит посол? Оказывается, для того, чтобы она закончилась таким результатом, много усилий приложили наш коллега Александр Емельяненков, обозреватель «Российской газеты», член поисковой группы «Рейд», который написал несколько публикаций на эту тему, в том числе для журнала «Рейд», и архангелогородец Виктор Губин – это его дядя теперь покоится на новом мемориале. А одна из публикаций Александра Емельяненкова называлась «Спасти рядового Губина».

В этой публикации Александр Емельяненков пишет: «Ивана Губина, пропавшего без вести весной 45‑го где‑то в Венгрии, родные ждали много лет после войны. И потом, как могли, пытались прояснить его судьбу, найти могилу или хотя бы место, где он погиб. А нашли только через 70 лет – по неврученной медали «За боевые заслуги». Верное направление поиска дал приказ о награждении, который обнаружил племянник погибшего красноармейца среди документов ЦАМО.

Из лаконичных строк приказа стало понятно, что автоматчик 2‑й роты 1‑го батальона 78‑го стрелкового полка Губин И. К. 1925 года рождения был тяжело ранен в бою за неприметную высотку близ канала Елуш (южнее озера Балатон) 17 марта 1945 года.

Кажется невероятным, но это факт: во фронтовых условиях, на чужой территории боец с разрушением костей черепа, истечением вещества головного мозга, доставленный с поля боя в медсанбат, а затем трижды переданный из одного госпиталя в другой, превозмог себя, вытерпел и продержался до того дня, как над Рейхстагом водрузили флаг Победы.

В Книге погребений госпиталя ­№ ­2765, который в апреле-мае 45‑го стоял в венгерском городе Калоче, указано: красноармеец Губин И. К. умер 2 мая.

А хоронили умерших прямо под окнами госпиталя – на открытом пространстве между католическим собором и двухэтажным зданием, в котором весной 45‑го располагался штаб советского командования в Калоче. По словам очевидцев, умерших от ран хоронили группами на небольшой глубине, присыпая свежие погребения известью в целях дезинфекции…

Сколько всего, сказать с точностью до человека не можем, и вряд ли когда скажем. Но имена 196 бойцов и командиров установлены. Среди них и рядовой Губин Иван Калинович из Архангельска 1925 года рождения – младший из двух братьев, ушедших на войну и не вернувшихся.

Ивана и его однополчан готовили в десантники – с их участием хотели малой кровью и без разрушений отбить у фашистов Будапешт. А в результате, как нередко случалось и в конце войны, бросили на прорыв пехотинцами…

Что происходило на этом месте после войны, выяснил по документам и в результате нескольких личных поездок в Калочу племянник погибшего красноармейца Виктор Александрович Губин.

Далее приводится фрагмент его письма нашему послу в Будапеште (на тот момент – Сергеев В. Н.): «Из архивных документов и иных источников следует, что основное захоронение советских воинов находится на главной площади г. Калочи Сентхаромшаг (Szentháromság tér.), напротив одноимённой гостиницы через дорогу от здания бывшей семинарии, в котором и располагался в 1945 году советский военный госпиталь.

19 декабря 1947 года на этом месте был открыт большой памятник (высотой семь метров) в форме обелиска, увенчанного красной звездой. Возле обелиска находилось, по одним источникам – восемь, по другим – шесть братских могил и две индивидуальные могилы.

На мраморной доске обелиска имелась надпись: «Вечная слава советским героям, павшим за свободу советского и венгерского народов» (фотографии памятника, сделанные в 1949 году и в период 70‑х – 80‑х годов прилагаются).

Этот памятник был полностью демонтирован в ходе реконструкции и обновления площади в 1984 году. А 2 апреля 1985 года был открыт новый памятник в виде нескольких горизонтальных гранитных плит, на одной из которых располагалась бронзовая солдатская каска и надпись: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость Советского Союза. 1944–1945 гг.».

На 1991 год состояние памятника фиксировалось как хорошее, могилы были обнесены изгородью 15x15 м. Отмечалось шесть братских могил, на двух из которых были установлены персонифицированные надмогильные плиты: капитану Л (Д) ымовскому П. В. и лейтенанту Мараб (п) улец И. А. (схема расположения братских и индивидуальных могил прилагается).

В первой половине 90‑х годов и этот памятник был полностью демонтирован (со слов местных жителей – ночью). По некоторым данным, плита с каской и надписью хранится в одном из подвалов. После сноса памятника в углу площади Сентхаромшаг (Szentháromság tér.) оставался небольшой памятный камень с табличкой, на которой было указано, что здесь захоронены советские солдаты».

Почему было направлено такое письмо в российское диппредставительство? У его автора появилась тревога за дальнейшую судьбу захоронения и его сохранность. Дело в том, что на площади рядом с собором, в непосредственной близости от воинских могил, несколько лет велись археологические раскопки.

Виктор Губин, обращаясь к российскому послу в сентябре 2016 года, говорил, что он является человеком, лично заинтересованным в увековечивании памяти наших погибших бойцов. Он предлагал получить от местных властей и Епископата достоверную информацию об их планах и действиях в связи с проводимой реконструкцией и археологическими раскопками. Оценить, существует ли опасность несанкционированного перезахоронения останков и постараться её предупредить. Обратиться с настоятельной просьбой о восстановлении на захоронении прежнего памятного знака или установке нового.

Если перезахоронение станет неизбежным, провести его под контролем посольства и иных предусмотренных международными правовыми нормами органов, с соблюдением воинских ритуалов и приглашением родственников захороненных…

Племянник погибшего солдата с помощью данных, которые есть в открытых базах, начал устанавливать имена советских солдат и офицеров, захороненных в городе Калоче.

А раскопки продолжались…

В октябре 2019‑го Виктор Губин и Александр Емельяненков отправились в Венгрию и смогли оценить ситуацию прямо на месте. По итогам той поездки в «Российской газете» вышла объёмная и острая публикация, на которую уже не могли не отреагировать ответственные должностные лица в Будапеште и Москве.

И вот останки 214 советских воинов из братской, одиночных и групповых могил, растревоженных и ставших стройплощадкой, спустя девять лет перенесены на гражданское кладбище города Калочи и в октябре 2021‑го захоронены под гранитными плитами с общей на всех звездой. И словами – на русском и венгерском: «Вечная память советским воинам, погибшим во Второй мировой войне».

Так и хочется сказать – и это тоже победа…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Подготовила Светлана ЛОЙЧЕНКО