19.11.2021 09:16

Кадры уходят, а долги растут: перевозчики Архангельска просят поднять стоимость проезда

Снижение пассажиропотока и продолжающийся рост цен на топливо сделали свое дело, окончательно загнав автотранспортные предприятия Архангельска в глубокой кризис
Фото: пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области/К. Иодас

Добавим к этому небольшие зарплаты водителей, и мы получим все те причины, которые озвучивает руководство компаний, когда речь заходит о низком качестве пассажирских перевозок.

На этом и было основано коллективное письмо транспортников, которые обратились к местным властям с просьбой пересмотреть действующий тариф в сторону увеличения. По их словам, эксплуатационные расходы уже сейчас достигли той отметки, после которой невозможно обеспечить нормальную работу автотранспортных предприятий.

— Действительно в настоящее время ситуация с пассажирскими перевозками в городе Архангельске довольно сложная. Ухудшилась она из-за ситуации с коронавирусной инфекцией, повышением стоимости горюче-смазочных материалов и запчастей. Перевозчики неоднократно к нам обращались с этими проблемами и видят решение данного вопроса — улучшение качества перевозок — в повышении стоимости проезда, — сказал начальник отдела транспорта и связи департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска Дмитрий Антонов.

Основной объем средств компаний, полученных от продажи билетов, уходит на выплату зарплаты сотрудникам и закрытие кредитов, которые предприятие вынуждено было взять в период пандемии из-за увеличения стоимости ГСМ и запчастей. В целом же расходные материалы подорожали на 30 процентов, что не может не сказываться на уровне прибыли.

Содержать дизельные низкопольные автобусы перевозчикам экономически стало совсем не выгодно. Условный ЛиАЗ ежедневно проезжает 320 километров, а его заправка обходится в 6-7 тысяч рублей — больше 60 процентов собираемой с автобуса выручки, хотя на топливо должно уходить вдвое меньше. Аналогичная ситуация и с газомоторным транспортом.

— Расходы перевозчиков сами по себе не растут. На их рост влияет изменение стоимости горюче-смазочных материалов. В пример могу привести стоимость газа, который за последние шесть месяцев подорожал на 145 процентов. Кроме этого, на рост наших затрат влияют федеральные законы, которые обязательны для исполнения всех форм собственности. Пару лет назад у нас появились онлайн-кассы, фискальные накопители, также было необходимо обеспечить транспортную безопасность — в наших автобусах появились видеокамеры. Все это требует больших материальных вложений, как единовременных, так и регулярных, — делится экономист ИП Дурандин Е. В. Вера Дурандина.

Все сложнее становится выполнять контрактные обязательства, в том числе, из-за оттока кадров. Молодежь не идет работать в сферу пассажирских перевозок — водительский коллектив в основном предпенсионного и пенсионного возраста. Но даже опытных сотрудников тяжелый рабочий график и низкие зарплаты вынуждают искать более привлекательные условия труда. А из-за нехватки водителей простаивают и автобусы, которых горожане вынуждены ожидать на остановках до 30 минут.

— 158 водителей ушли с предприятия, начиная с июня 2020 года. Их число сократилось с 500 до 340 человек. В связи с пандемией снизился объем транспортной работы, люди не стали вырабатывать положенный объем часов. Начиная с конца лета, пошел набор водителей в лесопромышленные предприятия — и вот здесь пошел массовый отток сотрудников, именно водительского состава. Потому что на тот момент они предлагали зарплату от 80 до 120 тысяч, а мы со своими 30-ю тысячами, конечно, не можем с ними конкурировать, — сообщил директор ООО «Архтрансавто» Николай Карягин.

Сейчас перевозчики продолжают терять сотрудников, и, если не проиндексировать зарплаты, они разбегутся окончательно. Слова руководителей транспортных компаний подтверждают и сами водители, которые в силу личных причин остаются работать на прежнем месте.

— Много появилось вакансий для работы вахтовым методом, где зарплаты по 100-120 тысяч. Кого зарплата не устраивает уходят работать туда, кто-то остается в надежде, что ситуация изменится. Возможно, с повышением стоимости проезда и зарплаты будут выше. Сейчас я получаю порядка 40 тысяч, но хотелось бы, конечно, лучших условий, потому что все дорожает, — рассказал водитель автобуса маршрута № 6 Андрей Илатовский.

Покрыть возросшие расходы перевозчики планируют за счет повышения тарифа. После того, как все представленные аргументы проанализирует минтранс, пакет документов направят на рассмотрение в агентство по тарифам и ценам.

— Все перевозчики сошлись на том, что минимальный тариф должен быть выше действующего. При чем он пойдет именно на покрытие затратной части, которая увеличилась на 30 процентов. У нас сейчас по сути своей нет достаточного объема средств, чтобы свою транспортную работу выводить хотя бы в ноль. Мы каждый день терпим убытки. А убытки вещь накапливаемая, и в какой-то момент может получить так, что мы даже не сможем приобрести топливо, — подытожил Николай Карягин.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.