Сюжет близок нашему сердцу: послевоенная, 1940‑х годов, неустроенность людей, потерявших своих близких и самих себя. Мужики ломаются, женщины гнутся… Разве если только разорвёт душу собственное дитя, тогда уже и инфаркт, и инсульт…
В коммунальной квартире остались пять женщин, пять вдов. И один на всех ребёнок. Периодически в бабьем царстве появляются мужики, да что толку? У всех крылья сломаны — тот запьёт до погибели, этот — «непрописанный» — бегает и прописываться, естественно, не собирается, другой не находит общего языка с подросшим ребёнком бывшей однополчанки. Словом, на безмужичье и это не опора. На войне умирать научились, а что без войны делать — не знают.
Произведение написано Еленой Сергеевной Вентцель (псевдоним — Грекова), которая пережила Великую Отечественную и знала, о чём писала (инсценировку сделал Павел Лунгин). По горькой правде сюжет близок к творчеству Фёдора Абрамова, которого у нас так любят именно за правду без подброшенной мишуры-слащавости — за прямоту, обстановку тех лет, за события, за судьбы, за характеры.
Спектакль котлашан от правды не отошёл — костюмы, обстановка, кровать с подзором, общая кухня — всё воспроизводило образчик советской коммуналки. Одна беда — спектакль небольшого формата, а сцена Архангельского театра драмы большая, и эта камерность терялась. Но, вероятно, не все зрители это заметили, настолько сопереживали героиням, следя, как упрямо пробивается жизнь сквозь тотальную смерть, как корёжит людей то тяжкое время и как важна любая победа над разрушением и саморазрушением.
Особенно запомнилась в котласском спектакле сердитая Капа (актриса Татьяна Елсакова), когда‑то потерявшая своего ребёнка и теперь высчитывающая, как нужно платить за газ — «почеловечно» или с комнаты. Ей отвечает резкая Панька-монтёр (актриса Оксана Раздрогова), прячущая кавалера — нету, мол, такого закона, чтоб гость платил. Интеллигентная пианистка Ольга Ивановна (актриса Светлана Раздрогова), а ныне инвалид, которая «завела радиоточку», платит соседкам за то, чтобы за неё помыли пол в общих местах. Стареющая бывшая «опереточная» Ада Ефимовна (актриса Светлана Львова) всё ещё жеманится и верит в любовь.
Вроде самая счастливая Анфиса (актриса Ольга Белых) — и на войне уцелела, и ребёночка родила, но только не от мужа. А муж вернулся из плена, лагерей и сразу всё понял. Замечательно была сыграна сцена: Анфиса забегает на общую кухню за водкой, чтобы отпраздновать возвращение мужа, соседки участливо спрашивают: «Бил?» Анфиса торопливо, хватая стаканы: «Нет ещё».
Этот‑то ребёнок, сын Вадим (артист Александр Дудников), и становится смыслом жизни Анфисы и всего «вдовьего парохода». Но жертвенная материнская любовь и всеобщая «залюбленность» с одной стороны и юношеский эгоизм с другой оборачиваются трагедией. Сыновья любовь приходит слишком поздно, со смертью матери.
В финале котласского спектакля появляется театральная декорация на заднем фоне, в которой угадываются разорванные линии оклада иконы Божией Матери. Действительно, послевоенные женщины — это несвятые святые нашей истории, сумевшие и страну из руин поднять, и детей нарожать, и передать силу жизни последующим поколениям.
Произведение Ирины Грековой долго не печатали, но как только в 1980‑х годах повесть появилась, её сразу стали ставить в театрах, так она и не сходит со сцены много лет. В Котласском театре «Вдовий пароход» был поставлен в прошлый театральный сезон и сразу получил тёплые отзывы публики, в том числе в Сыктывкаре на IV Северном театральном фестивале нынешней осенью, и вот теперь, на гастролях в Архангельске.