С первых же дней исследования стало понятно, что в полосе вдоль железной дороги происходило крупное артиллерийское противостояние, сопровождаемое боями пехотных частей.
Нигде в России не уцелело ничего подобного. Километры траншей, блиндажные городки, сохранившиеся бомбоукрытия, полосы колючих заграждений, пятна боев на нейтральной полосе, массив артефактов, оставшийся нетронутым на протяжении столетия после окончания сражений.
— Юрьевский рубеж как место десятимесячного боевого противостояния представляет собой уникальный военно-исторический памятник фортификационного наследия периода Интервенции и Гражданской войны. Внесение рубежа в реестр объектов культурного наследия федерального значения — очень важный шаг для сохранения бесценного исторического наследия не только в масштабах нашего региона, но и всей страны в целом, — рассказал командир мемориальной группы «Штык решает» Алексей Сухановский. — Нигде в России не сохранилось фортификационных сооружений периода Гражданской войны и Интервенции, а если они и есть, то о них ничего не известно. Почти 20 лет мы по крупицам собирали на Рубеже всё, что можно было сохранить, часть артефактов вывезли в Архангельск. Сегодня под Емцей готов полноценный мемориальный комплекс.
Напомним, торжественное открытие мемориального комплекса прошло 11 сентября 2020 года в рамках научной конференции, посвященной истории Гражданской войны и интервенции на Русском Севере.
Тогда на 966-й км Северной железной дороги остановился специальный поезд, на котором со всей страны прибыли ведущие историки по теме Гражданской войны в России, школьники из Архангельска и Плесецкого района, «краповые береты» отряда специального назначения «Ратник» Росгвардии.
В этот знаменательный день 180 человек собрались на открытие обелиска в память красноармейцев-юрьевцев. Участники события побывали на восстановленной траншее, построенной юрьевцами, воочию увидев легендарный рубеж воинской славы России.
Для справки:
Интервенция войск Антанты началась в Архангельске 2 августа 1918 года с высадки сил интервентов, развернувших полномасштабные военные действия на территории губернии. Одним из ключевых направлений противостояния стал железнодорожный фронт, где продвижение интервентов пытались остановить разрозненные силы молодой Красной армии.
Сводки Журнала военных действий Шестой армии РККА запечатлели накал боев осени 1918 года: обе стороны сражались жестоко и упорно. 3-й Гатчинский полк, прибывший в Обозерскую для ее обороны, повел себя позорно, частично перешел на сторону врага и был разоружен, а большая часть командиров-заговорщиков после суда расстреляна. Таким образом, боевая нагрузка на фронте легла на плечи 15-го Юрьевского и 4-го Нарвского полков. Сентябрь и октябрь прошли для их батальонов в сдерживающих боях с активно наступающим противником.
Красные полки несли тяжелые потери убитыми, ранеными и заболевшими в пору осенних дождей. Нарвцы стояли насмерть у позиций моста на 457-й версте железной дороги и отступили лишь после обхода их позиций американской роты «М» 339-го пехотного полка. Фронт остановился на этом рубеже в октябре 1918 года на десять месяцев, до 29 августа 1919 года.
О беспримерно-ожесточенных штыковых атаках говорит и приказ Реввоенсовета Республики от 31 июля 1919 года № 156 об одновременном награждении 15 красноармейцев 15-го Юрьевского пехотного полка орденами Красного Знамени, единственной и самой почетной в то время награды, учрежденной для проявивших особую храбрость, самоотверженность и мужество при защите социалистического Отечества.
Юрьевский рубеж — территории воинской славы России, на которой красноармейцы 15-го Юрьевского полка в октябре 1918 года остановили вторжение иноземных войск в Россию.