08.11.2021 12:01

Уличное искусство: можно ли всем угодить?

В этом году практически каждый архангелогородец слышал о проекте City says, многие видели работы участников этого проекта
Илья Мозги, создатель надписи «Быть течением или плыть по течению» на мосту через речку Соломбалку. Фото Григория Аншукова
Иван Симонов с проектом «Что там?»
Аня Слобожанина, художник из СПБ, с проектом «сНежные имена»

Его организатор — Наталья Щукина. В сферу уличного искусства она перешла из медицины. Она куратор и организатор многих фестивалей стрит-культуры, в частности «Выходи!», «Живые истории города». Также она стала одним из организаторов проекта City says.

Проект родился в этом году, но у него большая история. Вместе с командой единомышленников Наталья уже давно занимается уличной культурой и работает с граффити-сообществом. А в 2020 году, когда началась пандемия, остановились поездки с фестивалями «Выходи!». И все оказались заперты в Архангельске. Тогда было решено задействовать такие направления работы, которым не страшны отмены или ограничения. Публичное и уличное искусство — это именно то, чему не мешает пандемия.

– Поэтому мы пошли рисовать муралы. Это был первый год, когда мы очень активно работали с граффити: создали работу к 75‑летию Дня Победы, закончили рисунок на фасаде Дома молодёжи, — рассказала Наталья. — Когда мы сделали несколько работ, решили продолжить на следующий год эту же тему. Но подумали, что хотелось бы больше проводить исследований территории перед тем, как создавать какой‑то арт-объект.

Как уверяет Наталья, несмотря на то что процесс согласования граффити с собственниками дома и администрацией непрост, зачастую его недостаточно. Необходимы профессионалы из разных сфер, которые смогут дать компетентное мнение об уместности будущего арт-объекта.

– Даже если мы берём идеальную работу, выполненную художником под руководством куратора, но время на выполнение ограничено, исполнители просто не успеют проработать контекст территории, на которой выполняется этот арт-объект. Они не всегда смогут оценить, насколько он вписывается в архитектуру. Ведь далеко не всегда яркие пятна гарантированно всем нравятся, — уверена Наталья Щукина.

Прежде всего необходимо задать вопрос: «Насколько мы вправе настаивать на том, что граффити должно здесь быть?» Изображение согласовано только с собственниками дома, но мимо здания ходят и другие горожане, которых никто не спросил. В процессе поиска ответов на эти вопросы и появился проект City says («Город говорит»), который включил в себя исследовательскую часть и реализацию проекта.

Подготовка началась весной 2021 года. Необходимо было изучить отношение людей к публичному искусству, уточнить локации будущих арт-объектов. Поэтому организаторы провели несколько опросов, в которых приняли участие около тысячи архангелогородцев.

Параллельно были организованы две отборочные программы для художников: первая — на исследовательскую часть, вторая — на включение в арт-резиденцию. Планировалось набрать для каждого направления по 10 участников. Но заявок поступило более 70-ти из каждого уголка России, поэтому организаторы решили увеличить количество исследователей вместе со слушателями до 15-ти, и столько же было художников.

– Отбирались ребята в зависимости от компетенций, даже в последний момент пришлось искать эксперта, который смог бы возглавить исследовательскую часть. Всё потому, что участники заявились очень сильные. Им необходим был ещё более компетентный наставник. Иначе мы участникам ничего не смогли бы дать, — считает Наталья.

Для того чтобы проект принёс пользу всем участникам, предстояло выбрать урбанистов, социологов, профессионалов в ГИС-аналитике, чтобы сделать комплексное исследование городского пространства и мнения жителей.

По итогам первой части участники разработали порядка 30 проектов. Из них жюри отобрало пять победителей. Один из проектов, который получил наибольший резонанс в обществе, принадлежит Даниле Власову. Художник выбран жюри как человек, который занимается локальным контекстом. А это история, культура, Север и зодчество. В этом, как считает Наталья, было его значительное преимущество.

– Даня занимается актуальной для Архангельска темой — сохранение традиций и их переосмысление в современном искусстве. Он предложил интересные инфраструктурные объекты: скамейки, остановки. Их было бы интересно создать в Архангельске, но в тех районах, где мы их хотели разместить, требуется дополнительное благоустройство, — рассказывает Наталья.

Именно поэтому создание инфраструктурных объектов решено позже синхронизировать с программами благоустройства. Концепция изменилась. Так в Архангельске появились куклы-панки, материалом для которых стали запланированные под свод деревья.

В обществе новшество восприняли неоднозначно: люди подходили на улицах, писали в социальных сетях. Наталья уверена, вся проблема — в недостаточности информирования, а созданные панки — вторая жизнь для умерших деревьев.

Помимо пяти победителей, ещё семь проектов выбрали партнёры фестиваля. Одним из них стала выставка Яна Посадского в Гостиных дворах.

Исследование города и его культуры продолжится и дальше. А полученные во время фестивалей наработки могут стать основой проектов благоустройства, дать цветовые решения для расширенного дизайн-кода Архангельска.

Подобные фестивали важны не только состоявшимся уличным художникам, но и начинающим граффитистам. Для последних это возможность понять, что уличное искусство — не вандализм.

– Если мы поддерживаем художников, даём им возможность реализовывать себя, это не значит, что мы, как жители города, должны терпеть разрисованные новые МАФы, которые установлены в центре города. И эту позицию я активно транслирую ребятам: можно быть за уличное искусство, но против вандализма, — подчеркнула Наталья.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина БЕЛОВА