06.11.2021 15:22

Кузнец из Кенозерского парка вручную выковал три тысячи гвоздей для реставрируемого храма

Каждый день он выковывал по 50 штук, на изготовление всех у него ушло два месяца. И ни один гвоздь не был похож на другой
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Алексей Ершов, работающий в Плесецком секторе Кенозерского парка, родом из деревни Усть-Почи. Там окончил школу, а потом Архангельский лесотехнический колледж, он по специальности слесарь. Но по окончании колледжа работы в городе не нашёл. Приехал в родное село, а кузнец как раз уходил на пенсию, в парке ему предложили попробовать себя в кузнечном деле. Он и попробовал. Оказалось, что это дело – его. Хотя поначалу работу в кузнице считал запасным вариантом, пока не найдёт другую работу.

Алексей говорит, что он кузнец-самоучка – что‑то перенял у местных мастеров, а чему‑то научился у известных кузнецов, для чего специально ездил в Подмосковье, в Красногорск, Великий Устюг. Когда набрался опыта, ему предложили работу в Архангельске. Но он отказался – оказалось, что там всё делают на станке. Алексею это было неинтересно, он признавал только ручную ковку, такую, которую применяли старые мастера, а ими славилось Кенозерье.

Здесь в конце позапрошлого века насчитывалось 30 сельских кузниц. Местные кузнецы изготавливали гвозди, косы, серпы, топоры, вилы, лопаты, сошники, кочерги, ухваты, противни, заслонки, самоварные трубы, светцы, дверные ручки, навесы, замки, решетки для окон, кронштейны для навесов в амбарах, домах, часовнях и храмах. Также чинили повозки, колёса, подковывали лошадей. А затем столь важная профессия постепенно стала исчезать – по мере того как развивалось промышленное производство. Теперь же кузнец снова стал востребован.

Алексей Ершов трудится на две кузницы – в Усть-Поче занимается изготовлением сувениров, а также дверных ручек, инструментов, подсвечников, фонарей и прочих полезных и красивых изделий, которые заказывают и жители Кенозерья, и туристы. А в Вершинино выполняет разную повседневную работу, в том числе, связанную с ремонтом техники.

Алексей буквально нарасхват – ведь он на все руки мастер в буквальном смысле слова. Надо машину отремонтировать – идут к нему, мотор перебрать – тоже к Алексею. Он – токарь, слесарь, сварщик, плотник. Притом любую работу делает качественно, на совесть – так её оценивают односельчане.

– Но мне очень важно то, что работа в Кенозерском парке даёт возможность для творчества, – говорит Алексей. – В мастерской в Усть-Поче туристам провожу мастер-классы. Кузнечное дело интерес вызывает у всех – кто‑то пытается сам подчинить металл, а кто‑то наблюдает за моей работой. Самое главное – промысел, которым занимались наши предки, сейчас востребован.

Алексей уже обосновался в Вершинино, построил дом, говорит, что строили его вдвоём с отцом своими руками. Умения, полученные за время работы в парке, ему очень пригодились. И теперь Кенозерье для него родное место во всех смыслах – здесь и работа, и свой дом, и семья.

Если выпадает свободная минута, Алексей придумывает новые формы для сувениров. Бывает, что идеи подбрасывают туристы. А потом забирают с собой гнутые гвозди ручной работы, кованые сердца, витые брелки, подковы, подсвечники, фонарики.

Алексей говорит, что кованые гвозди почему‑то пользуются особым спросом, в общей сложности он уже сделал их больше пяти тысяч. Их заказывают и для строительства дома, и просто на память – такой гвоздь сам по себе украшение.

В общем, в Кенозерье люди едут и за красотой, и за вдохновением, и за гвоздями ручной работы – увозят хотя бы один на память. Видимо, память что‑то воскрешает в сердце, если для стольких людей это важно.

И важно, что есть мастер, который знает, как гвоздь правильно выпрямить и как его красиво согнуть. Чтобы, когда надо, было полезно, а когда надо – красиво. Так и кенозерские мастера делали…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО