04.11.2021 14:23

Мезенский порт закрывает предюбилейную навигацию

Завтра акватория порта Мезень, включая устье реки и южную часть Мезенского залива, опустеет до будущей весны
начало ледостава на Мезени. Снимок с сайта «Мезень – наша родина»

Капитан порта Сергей Жданов издал распоряжение, которым с начала суток 5 ноября всем судам запрещается плавание в этом районе. Основанием для запрета является – наличие льда у речных берегов, прогноз дальнейшего ледообразования, съемка с фарватера плавучих средств навигационного ограждения и прекращение в портовых водах лоцманских проводок.

Надо сказать, что так было всегда с 1872 года - полторы сотни лет, сколько существует порт на бурной и своенравной реке-Мезени в глухой окраине Архангельской губернии. С весеннего половодья, когда лед выносит в Белое море, и до нового осеннего ледостава к причалу Мезенского лесопильного завода приходили отечественные и иностранные суда-лесовозы. Затем порт, а с ним и поселок лесозавода Каменка, затихал. Сроки продления навигации морскими властями не рассматривались никогда. Ледокольные проводки в Мезенском заливе, где высота прилива достигает 9 метров, скорость течения - 7 узлов, где водные маршруты дважды в сутки преграждают то ледяные торосы, то песчаные пляжи, крайне опасны.

Каково заходить в Мезень глубокой осенью, знаю не понаслышке. Однажды, лет 10 назад, местная Райпотребкооперация за время навигации так и не завезла в район муку. Как кооператоры нашли наш пароход и наш экипаж, не знаю. Но начались уговоры, мол, доставка машинами невозможна – переправы уже убраны, перевозка самолетами – «контора по миру пойдет». В итоге, решились; понадеялись, что бывали там летом не раз, не два и не три. Так в первые дни ноября приняли полный груз и вышли в рейс, хоть и помнили, что навигация на Мезени закончилась . Сутки по морю прошли без приключений, встали на якорь, дожидаясь полной воды, у деревни Семжа, где когда-то был пост лоцманов.

Вода пришла (так у поморов принято говорить о приливе), когда уже стемнело. Начали двигаться в реку и скоро поняли – затеяли опасное дело; створных знаков не видно, буи ограждения фарватера сняты. Ни локатор, ни GPS-навигатор не были надежными помощниками, по интуиции, каким-то восьмым чувством, искали и находили судовой ход, шли черепашьим шагом. Пока дошли до рейда вблизи города, сотню раз себя ругали, что согласились на этот авантюрный рейс. За сутки, что длилась выгрузка, речные берега, ближний луг и дальний лес покрылись снегом, на реке густая мрачно-серая шуга дрейфовала по течению. Еще через сутки (за несколько часов до ледостава) вместе со льдом вышли из Мезени на морской простор. И только тогда вздохнули с облегчением; зимовка посреди тундры нам уже не грозила.

Нынешняя навигация на Мезени началась, как обычно, сразу после ледохода. В последний день апреля капитаном порта было издано распоряжение, разрешающее плавание речному и портовому флоту. Но полноценную деятельность Мезенский порт начал спустя два месяца; потребовалось уточнить границы фарватера и проходную осадку по нему. Лоцмейстерское судно «Капитан Шершнев» Архангельского филиала «Росморпорта» выполнил промеры глубин на участке от буя № 1 в устье до рейдовой стоянки в районе Каменки. Следующим распоряжением капитана порта было объявлено – средства навигационного обеспечения находятся на штатных местах, морским судам, с осадкой не превышающей 4 метра, разрешается плавание в акватории порта.

Так уж сложилось за последние годы, что рейсы на Мезень чаще всего выполняются из Архангельска. В навигацию 2021 основным перевозчиком грузов стала компания «Архангельский речной порт». Танкер «Грязовец», доставляя дизельное топливо предприятиям района, побывал здесь трижды. И также три раза заходил сюда буксир «Муромец» с баржами, доставляя каменный уголь. По одному судозаходу в порт выполнили танкер «Джамрат» с нефтепродуктами, буксиры «Искандер», «Маринеско», «Гранит» в составе баржебуксирных караванов с грузом каменного угля и строительных материалов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анатолий МАКАРЕНКОВ