Слава коллектива вышла далеко за пределы России. Архангельские артисты объездили с концертами десятки стран мира и везде были приняты с неизменным успехом.
После успешных первых гастролей в Польше и Болгарии в 1961 году хор приглашают с концертами в Чехословакию. Так начинается триумфальное шествие коллектива по мировым концертным площадкам. В братских соцстранах люди приходят на концерты тысячами. Им очень интересно увидеть народное искусство СССР.
Директор хора И. Колинко пишет 5 июля 1961 года в областную газету «Правда Севера» из Чехословакии: «10 июня на концерт к Кошице было продано более 10 тысяч билетов. Предполагалось, что он состоится в Зелёном театре, но к вечеру пошёл дождь, и концерт был перенесён в спортивный зал, где поместилось только четыре тысячи человек. Наш коллектив охотно выступил на другой день дополнительно. А вечером уже в городе Прештов снова присутствовало 10 тысяч человек. 13 июня наш концерт посмотрели 12 тысяч жителей города Левице».
В этом же году Северный хор вместе с ансамблем «Лезгинка» выезжает в Париж для участия в культурной программе Советской промышленной выставки. Уже после возвращения в Архангельск начальник областного управления культуры М. И. Ноговицына вспоминала на страницах «Правды Севера»: «Перед тем как подписать с нами контракт на гастроли, к нам в Архангельск приехали два представителя французской администрации. Они посмотрели выступление нашего хора и откровенно поделились с нами своими опасениями. «Вам будет трудно выступать в Париже после того, как там побывали «Берёзка» и знаменитый ансамбль Александрова, – сказали они. – Вы, русские, избаловали парижан, и теперь они ждут если не чуда, то, по крайней мере, чего‑то выдающегося». Трудности, однако, заключались не только в этом. Выступать в течение 35 дней на одной площадке Дворца спорта, зрительный зал которого насчитывает пять тысяч мест, тоже нелегко. Мы рисковали вскоре после премьеры видеть со сцены полупустой зал. Кому это приятно?
И вот, наконец, премьера! 450 корреспондентов различных газет и агентств, весь дипломатический корпус, члены французского правительства присутствовали на ней. Мы сразу взяли быстрый темп. Никаких конферансье у нас не было. Один номер тут же сменялся другим, за 45 минут у нас проходило 11 номеров! Успех был потрясающий.
В посольство СССР из Москвы прислала телеграмму министр культуры СССР Екатерина Фурцева: «Дорогие товарищи! Мы узнали о большом успехе концерта в Париже. Зная трудности гастролей, хотим особенно горячо поздравить всех руководителей и участников коллективов с большим успехом. От души желаем ещё больших успехов в предстоящих выступлениях, здоровья и благополучия».
О Северном хоре заговорила пресса, статьи об архангельских песенницах написали газеты «Юманите», «Монд», «Орор». Особенное восхищение, по свидетельству «Монд», вызвали очень чистые и богатые оттенками мелодичные голоса солисток Северного русского народного хора: «У Архангельского хора предпочитается пение танцам, лирические песни чередуются задорными, шуточными. Девушки с большими бантами в косах пышут здоровьем и жизнерадостностью. Парни нас поражают прыжками, разнообразием виртуозной техники, бесконечным кружением».
Другая газета, «Франс-суар», пишет: «Мы больше не сомневаемся в том, что русские обладают врождённым даром – танцем и пением. Север нам показал женский хоровод девушек, одетых в бархат лунного цвета, и традиционные русские пляски. Мы слышали душевные лирические северные напевы и видели головокружительные танцы. Если бы мы уже не видели столько разных ансамблей, мы бы кричали о чуде. Но русские избаловали нас, и теперь мы требуем невозможного – Луны».
Парижане буквально осаждали кассы Дворца спорта. За 35 дней коллектив дал 35 концертов, на которых побывало более ста тысяч парижан. Иногда концерты закупались целиком. «Не обошлось без курьёзов, – вспоминает М. Ноговицына. – Автомобильный концерн «Рено» закупил наш концерт. Перед началом выступления ко мне подошёл представитель этой корпорации и сказал: «Мадам! Когда ваши девушки танцуют с платочками, то последняя из них выступает с платочком, на котором изображён голубь мира. Не могли бы вы заменить этот платочек на такой?» И протянул платок с изображённым автомобилем последней марки и призывом покупать продукцию «Рено». Получил отказ. Голубь мира остался в строю».
Новый 1964 год Северный русский народный хор встречает в Китае, затем гастролирует по Монголии. Но после каждой триумфальной зарубежной поездки коллектив не забывает проехать по родной Архангельской области, чтобы спеть и станцевать перед земляками.
После гастрольной поездки в июле 1961‑го хор с новой концертной программой выезжает на пароходе по Северной Двине и выступает перед рабочими леспромхозов, запаней и лесопунктов в Усть-Пинеге, Рочегде, Двинском Березнике, Емецке, на стройке Котласского целлюлозно-бумажного комбината, на заводах в Лименде и Приводино, в Котласе, Сольвычегодске, Красноборске. Три концерта хор дал для жителей Холмогор, четыре – на своей родине, в Великом Устюге.
64‑й год. Коллектив также едет на пароходе «Лев Толстой» по Двине и Вычегде. За время поездки артисты дали 39 концертов. На них побывало 12 тысяч зрителей. Выступления проходили в клубах леспромхозов, на запанях и сплавных участках, в сельских ДК.
В 70‑е годы интерес к русской народной культуре за рубежом не ослабевает. В 1970 году в Японии проходит выставка «ЭКСПО-70», на которую приглашён Северный русский народный хор. В 1971 году гастрольные маршруты архангельских артистов достигли Африки. В 1971 году в Тунисе хор завоевал звание лауреата на VI Международном конкурсе народного искусства.
«Правда Севера» приводит слова художественного руководителя Северного хора Нины Мешко: «Волнуемся, очень волнуемся, поймут ли тунисцы и гости фестиваля наше искусство. Фестивальную программу мы составили по принципу: как можно полнее показать народно искусство Севера, и не только старину, но и современность. Вот сцена из прежней жизни северян «Проводы невесты», рядом современная по духу, по решению композиция «Приезжайте к нам на Север».
Через несколько дней корреспондент ТАСС В. Наридян передаёт из Туниса: «Три тысячи зрителей, заполнивших древнеримский театр Карфагена, в пригороде тунисской столицы, восторженными овациями встретили выступление Северного русского народного хора».
В 1973 году были концерты в Алжире на неделе советской культуры, затем снова Чехословакия и выступления в Италии на празднике газеты «Унита». В 1974 году – поездка на торгово-промышленную выставку в немецкий Дюссельдорф. И там – новый триумф.
1 апреля 1974 года газета «Рейнише пост» писала: «В России, очевидно, ещё живы народный танец и народная песня. Будничные происшествия, заботы, радости любви, прощание, свадьбы и работа здесь поются и пляшутся. История молодой девушки, принуждённой покинуть любимого и выйти замуж за другого, песня о последнем гармонисте, уходящем из деревни, песня рыбаков, величающих море, – видно, что всё это весьма близко недрам народа». Зрители восторгаются, опьянённые темпераментными танцами, сценами из народной жизни. Радостно видеть согласованность, когда, например, 100 певиц поднимают и опускают одновременно белый платок. Изумительно, как точно хор поёт без дирижёра и в то же время исполняет труднейшие танцевальные движения».
«Дюссельдорф Нахрихтен» вторит ей: «Опьяняющее зрелище красок, костюмов представил знаменитый Северный русский Архангельский хор. Но не только красочное богатство роскошно сияющих женских одеяний – голубых, розовых, пунцовых, сиреневых, огненных, покрытых драгоценными вышивками и кружевами, кокошников и переливающихся лент – открыло мгновенно гостям из далёкого Севера сердца дюссельдорфцев. Скорее, изящество и терпкое слияние 34 голосов этого превосходно отрепетированного женского хора, блистательные пляски, начерченные акробатическими вихрями и музыка оркестра народных инструментов произвели это впечатление на зрителей.
В 1977 году Государственный академический Северный русский народный хор уже в статусе академического становится лауреатом и обладателем золотой медали Магдебургского фестиваля советско-немецкой дружбы. В 80‑х – с успехом гастролирует по Франции, Швейцарии, Монако и Люксембургу. Так о северном народном искусстве узнал весь мир.