Последний раз мы общались с заслуженным мастером спорта по лёгкой атлетике Александрой Могучей в марте 2020 года. Тогда ещё было неясно, будет ли сборная России участвовать в Паралимпиаде в Токио. Саша призналась, как обидно было ей и всей нашей команде пропустить игры в Рио‑де-Жанейро в 2016‑м, к которым она набрала отличную форму. И вот спустя пять лет мечта бывшей северодвинки Александры Могучей выступить на своей четвёртой Паралимпиаде свершилась.
– Как вас приняла столица Японии в спортивном и просто житейском плане?
– С уверенностью могу сказать, что это было одно из самых ярких событий в моей жизни. Японцы смогли создать для нас такую атмосферу праздника, что просто не передать словами. Ощущение, что я побывала в каком‑то чудесном уголке света! Организация Паралимпиады была на высшем уровне. Понравилось буквально всё: питание, олимпийская деревня. В уютной олимпийской деревне были зоны для прогулки и уединения, медицинский центр, прачечная, парикмахерская и даже небольшой игровой центр. Отдельно хочется отметить волонтёров. На всех спортивных объектах они встречали нас, как героев, всегда приветственно махали руками, здоровались, желали удачных стартов и до самого выхода на стадион провожали с поддержкой и готовностью помочь. Словом, я приехала из Токио другим человеком.
– Саша, вы изначально знали, что придётся выступить в беге на сто метров и в прыжках в длину? Чьё это решение?
– Нет, мы готовились выступать только в прыжках в длину. Но когда увидели расписание, поняли, что будет тяжело пребывать в ожидании, ведь мой вид был намечен на один из последних дней Паралимпиады. Тогда мы с тренером приняли решение заявиться на сто метров, чтобы прочувствовать атмосферу соревнований, попробовать покрытие арены, понять схемы выходов на стадион и просто не перегореть в ожидании долгожданного за девять лет старта. Я считаю, что это было правильным решением. На стометровке я немного выпустила пар, проверила свою форму и готовность, а главное — успокоилась.
– На стометровке вы пробились в финальный забег, где финишировали восьмой. Многие наши СМИ заявили о том, что попадание в восьмёрку уже является для Саши Могучей успехом. Как вы сами относитесь к этому утверждению?
– Это действительно достижение для меня. Во-первых, мы с тренером вообще не готовились на эту дистанцию, а оказаться в финале среди сильнейших стало приятной неожиданностью. Во-вторых, я показала личный рекорд, и, для сравнения, с таким результатом, как у меня, на прошлых играх можно было ворваться в тройку. Удивляюсь, как вырос уровень девочек-спринтеров. И, в‑третьих, в полуфинале я обогнала уже действующую паралимпийскую чемпионку из ЮАР в беге на 400 метров и не дала ей попасть в финал. Вроде, мелочь, а приятно.
– Думается, в самый раз поговорить о вашем выступлении в любимых прыжках в длину. Помнится, во время Паралимпиады в Рио вы прыгнули на альтернативных всероссийских соревнованиях на 5 метров 82 сантиметра, тогда как победительница игр Анна Гримальди из Новой Зеландии покорила всего 5 метров 62 сантиметра. И вот в Токио вы, Саша, вновь превысили бразильский результат Гримальди, показав результат 5 метров 67 сантиметров. Увы, но на сей раз и новозеландка не осталась в долгу, прыгнув на 5 метров 76 сантиметров. Чего, на ваш взгляд, вам не хватило до золота?
– Да, мы наконец‑то встретились с Анной в прыжковом секторе. После результатов 2016‑го было жуткое желание доказать, что тогда с нами поступили несправедливо. Но, к сожалению, в этот раз новозеландка оказалась сильнее. Чего не хватило? Я долго анализировала, почему же не получилось? И поняла, что произошла стратегическая ошибка. Мы рано вышли на пик формы: в июле я прыгала на тренировках 5 метров 70 сантиметров — 5 метров 80 сантиметров, а в августе по непонятным причинам «скатилась» до 5 метров 30 сантиметров — 5 метров 40 сантиметров. По прилёту в Токио вообще дальше 5 метров 30 сантиметров не прыгала. Просто резко упали результаты. Честно говоря, была напугана и расстроена. Мы с тренером никак не понимали, в чём дело. В какой‑то момент я осознала, что приехала уставшая. Видимо, так хотелось взять золото, что я не жалела себя на тренировках, отдавала всё, до последней капли. Думала, чем больше работаю, тем дальше буду прыгать. Но я просто оказалась в роли загнанной лошади. Обычно перед стартом нагрузка уже снижается, спортсмену нужно копить пруху. А я в погоне за рекордами об этом забыла и продолжала пахать.
– Саша, после соревнований вы не скрывали своей радости по поводу завоёванного серебра, которое стало первой вашей наградой за четыре Паралимпиады. Тем не менее, вы отметили, что некий осадочек остался. Что вы имели в виду?
– Этот осадочек был по поводу того, что в этом сезоне были далёкие прыжки, но они не реализовались на главном старте. Обидно, что я проиграла Гримальди. Всегда хочется большего. Хотелось красивой победы, хотелось золота, потому что мне пришлось многим пожертвовать ради Токио. Так, в частности, я переехала в Москву, почти год жила одна, а муж был в Нижнем Новгороде. Я, наверное, как сумасшедшая, весь этот год грезила Токио и только Токио, но после драки кулаками не машут. Сейчас уже осознала, что это серебро для меня дороже золота. Я получила опыт. Учитывая, в какой форме была в августе, были очень техничные прыжки, ни одного заступа, идеальное попадание на планку. А это значит, что мне просто не хватило той самой прухи.
– Вероятно, первыми с медалью вас поздравили родители?
– Да, родители и брат. Они всю ночь смотрели мои прыжки. По московскому времени я выступала в 3.30 ночи. Уже в шесть утра они позвонили самыми первыми и поздравили. Конечно, они счастливы, так как знают, сколько лет я уже в спорте и сколько сил было брошено на Токио. Многие мои коллеги по команде смеются и говорят, что у меня много терпения, а они давно бы уже бросили спорт, если бы не было паралимпийских медалей.
– Впереди новая Паралимпиада в Париже, которая пройдёт в 2024 году. Собираетесь в ней участвовать?
– Пока сложно сказать. Сразу после старта я сказала, что ещё попаду в Париж. Хочу доказать, что сильнейшая. Но сейчас, когда вернулась домой, выдохнула и поняла, что хочется спокойствия. Слишком напряжённым и тяжёлым был последний год. Конечно, в душе я всё ещё мечтаю о золоте, но, с другой стороны, хочется нормально и в семье пожить, а это важнее.
– Все наши медалисты получили за свой успех призовые. Вы уже знаете, на что потратите причитающиеся вам за серебро 2,5 миллиона рублей?
– Да, хочу потратить эту сумму на покупку квартиры.
– Вместе с вами в Токио выступал ещё один наш земляк Александр Яремчук, ставший паралимпийским чемпионом в беге на 1500 метров. Сейчас он живёт и тренируется в Санкт-Петербурге, готовясь к Парижу. Что вы можете сказать о нём?
– В сборной его очень любят и уважают. Он эталон спокойствия, упорства и трудолюбия. Многие называют его легендой за выдающиеся результаты не только в паралимпийском спорте.
– Наконец, ваши традиционные пожелания землякам из Северодвинска и всего Поморья.
– Хочу пожелать землякам всегда иметь мечту, не сдаваться на пути к ней. Верьте в себя и в свои силы! Никого не слушайте и не предавайте свои желания. Многие люди из моего окружения отговаривали меня от очередной попытки готовиться к играм. Но я ни разу не пожалела, что слушала только себя. Да, бывает сложно, но терпение и труд всё перетрут. И, конечно, берегите себя, занимайтесь физкультурой, двигайтесь. Тогда тело будет вам благодарно, а здоровье — крепким.