29.10.2021 07:40

Сам Ломоносов «руку приложил»

Мемориальный зал Михаила Ломоносова – выставочно-образовательное пространство Архангельского краеведческого музея

С 2007 года зал является одним из основных центров популяризации научных идей и жизненного подвига Ломоносова в Архангельске. Месторасположение зала в историко-архитектурном комплексе «Архангельские Гостиные дворы» неслучайно, старейшее здание города продолжает сохранять память о пребываниях в Архангельске молодого Михайло Ломоносова.

Зал расположен в старейшей палате Русского Гостиного двора — на территории уникального комплекса древнерусской архитектуры XVII века. Построенные по указу Алексея Михайловича для приёма и организации торговли с западными негоциантами Русский и Немецкий Гостиные дворы на протяжении полувека оставались центром международной торговли, выполняли оборонительные, торговые, таможенные функции и являлись своеобразным «фасадом Российского государства».

С 1721 по 1730 год, во время плаваний с отцом, Михайло Васильевич Ломоносов не раз посещал Архангельск, где останавливался и жил у родственников. Знакомство с городской жизнью значительно расширяло кругозор юного Ломоносова. Отсюда он вместе с отцом уходил в плавания «от города Архангельского в Пустозерск, Соловецкий монастырь, Колу, Кильдин, по берегам Лапландии, самояди и на реку Мезень».

В Архангельске жил близкий родственник Никита Ломоносов, занимавший должность «копеиста» Архангелогородской таможни. Здесь, в Архангельской таможне, с момента постройки комплекса, располагавшегося в величественном здании Гостиных дворов, неоднократно приходилось бывать и Михайло. Сегодня это единственное сохранившееся сооружение города, где пребывание молодого Ломоносова подтверждено документально.

В Центральном государственном архиве древних актов сохранился ряд записных книг Архангелогородской таможни с личными автографами Михаила Васильевича за сентябрь и октябрь 1725 года. Кроме росписи за своего отца Василия Дорофеевича Ломоносова о продаже 565 пудов выловленной рыбы, в таможенных книгах остались подписи Ломоносова за кемского посадского человека Г. Еремеева, приказчика архангельского купца В. И. Крестинина — Г. Вершинина, двинского крестьянина И. Ряпникова, «повощика» подрядчика М. Скребцова — Я. Мощникова, таможенного целовальника С. Резанова, архангелогородца М. М. Фоминых.

Мемориальный зал М. В. Ломоносова в Гостиных дворах воспроизводит обстановку помещения XVIII века, где наряду с научной деятельностью и экспериментальными исследованиями ведётся учебная работа студентов. Обстановка кабинета учёного представлена образцами мебели, выполненной в стилистике XVIII века. За стеклянными дверцами шкафов — подлинные вещи XVIII века: глобус, коллекция книг, предметы быта. Экспозиционный ряд представлен материалами, характеризующими работу М. В. Ломоносова в различных направлениях научной деятельности: весы, разновесы, микроскоп, лабораторная посуда из стекла, кварца и фарфора, оптические инструменты, образцы селитры, крокоита, янтаря, смальты, а также каменный уголь и нефть, русский фарфор, инструменты мореходной астрономии, чертёжные инструменты, письменные принадлежности.

Центральным экспонатом зала выступает макет химической лаборатории Ломоносова, представляющий уникальную возможность заглянуть в здание первой в России научной химической лаборатории, открытой Ломоносовым в 1748 году в Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Здание лаборатории не сохранилось до наших дней. Реконструкция лаборатории была скрупулёзно выполнена в тяжёлые послевоенные годы (1946–1948) благодаря кропотливому научному поиску сотрудников Института антропологии и этнографии АН СССР под руководством академиков С. И. Вавилова и И. В. Гребенщикова. Полный проект реконструкции был подготовлен Р. И. Каплан-Ингелем и выполнен в масштабе 1:10.

Макет наглядно воссоздавал не только внешнюю реконструкцию, но и внутреннюю планировку и оснащение здания: рабочее помещение с очагом и лабораторными печами, комнату для взвешивания, чтения лекций, кладовую для «хранения сырых материалов и произведений химии», чердачное помещение для хранения приборов и химической посуды.

На основании архивных и литературных источников удалось тщательно воссоздать и оборудование, которым пользовался Ломоносов: лабораторные печи, весы, разнообразную химическую посуду. Для придания подлинности макету предметы интерьера были специально состарены, печи закопчены и внутрь них помещены электрические лампочки, имитирующие горячие угли. В 1961 году — в год 250‑летнего юбилея учёного — инженером завода «Красная Кузница» Анатолием Николаевичем Муратовым было сделано несколько реплик макета, одна из которых была приобретена Архангельским краеведческим музеем. Макет даёт наглядное представление о подлинной лаборатории учёного и уровне развития техники экспериментальных работ в естествознании первой половины XVIII века.

Особую ценность в зале представляют два подлинных мемориальных автографа Ломоносова. Подрядные тетради с собственноручной подписью Ломоносова за 1726 и 1730 годы были найдены священником куростровского прихода А. Васильевым и сотрудником Архангельского губернского статистического комитета А. Г. Тышинским в архиве Куростровской церкви. В 1865 году они были переданы в «музеум» Архангельского статистического комитета, преемником которого является Архангельский краеведческий музей. Сегодня подрядные тетради с автографами Ломоносова — единственные реликвии великого учёного, сохранившиеся на родной земле и связанные с его пребыванием на Севере. В подрядных тетрадях на строительство Куростровской церкви Михайло Ломоносов сделал записи: 4 февраля 1726 г. «руку приложил» вместо подрядчиков Алексея Аверкиева Старопопова и Григория Иванова Иконникова (пинежских крестьян, подрядившихся приплавить весной в Куростров по сто тесниц соснового леса за рубль четыре гривны и за рубль двадцать алтын); 25 января 1730 г. подписал по велению Петра Некрасова (холмогорского каменщика, возглавившего строительство этой церкви) получение мастером трёх рублей.

В зале сохраняется и одна из городских реликвий Архангельска — портрет Михаила Ломоносова конца XVIII века кисти неизвестного автора. Ряд исследователей приписывают его Л. С. Миропольскому, пользовавшемуся прижизненным портретом Преннера 1751–1755 годов и оригинальной гравюрой Вортмана 1757 года. Портрет считается одним из шести уникальных портретов XVIII столетия Михаила Васильевича Ломоносова.

Известно, что в июле 1870 года группа почтенных людей Санкт-Петербурга (А. Д. Боровков, А. Н. Струговщиков, Н. Н. Фирсов, В. А. Кокорев, братья Иван и Василий Милютины, И. Савич, Н. Быков, Н. Сущевский) обратилась с просьбой к губернатору Архангельска Н. А. Качалову распорядиться помещением портрета Михаила Ломоносова в одном из общественных учреждений Архангельска. «Льстим себя надеждой, — писали дарители, — что эта лепта, на память нашего знаменитого соотечественника, будет приятна вашим согражданам…» В феврале 1871 года портрет поместили в актовом зале Архангельской мужской гимназии имени Ломоносова. В 1937 году он был передан в фонды Архангельского краеведческого музея из школы № 19, которая в послереволюционное время располагалась в здании гимназии. В 1939 году портрет реставрировался в Государственной Третьяковской галерее, где был переложен на новый холст, а в 2000‑х годах вновь отреставрирован в Архангельском филиале ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря.

В целом, выставочно-образовательное пространство музея основано на органичном сочетании экспозиционного ряда подлинных музейных предметов и экспериментальной образовательной площадки для внедрения новых музейно-образовательных методик, где дети и взрослые не только получают представление о наследии великого земляка, но и сами включатся в процесс познания окружающего мира. С 2012 года на базе зала успешно реализуется музейно-образовательный проект «Открытая Ломоносовская Академия».

Одним из важных условий развития Ломоносовского зала является внедрение и использование в нём новейших информационных технологий, таких, например, как создание гипермедиаатласа «Мiр Ломоносова».


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ЕДОВИНА, заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности и информационному обеспечению Архангельского краеведческого музея