25.10.2021 16:01

Суда-ветераны полярной гидрографии списали в металлолом

Из состава Архангельской гидрографической базы вывели сразу четыре судна
Суда гидробазы у причала Бакарицы. Фото автора.
Лоцманское судно «Дмитрий Овцын». Фото автора
Выгрузка на полярную станцию. Фото автора

Две недели назад Архангельская гидрографическая база оформила передачу четырёх судов компании «Архвтормет».

Уже по названию предприятия ясно, что новый хозяин никогда не будет их использовать в качестве плавсредств. Два из них — «Сергей Кравков» и «Дмитрий Овцын» планируется в ближайшее время отправить к причалу СРЗ Фактория, где происходит разделка судов на металлолом. Два других «Яков Смирницкий» и «Николай Евгенов» пока еще остаются на швартовых в местах отстоя. Но судя по всему — не надолго.

Надо признать, что участь «распилить пароходы на гвозди» эти суда-гидрографы ждала давно; возраст каждого из них — почти пятьдесят лет. В 70-е годы по заказу Министерства морского флота финские корабелы построили их более десятка. «Гидрографическое предприятие» распорядилось направить суда-новострои, получившие имена исследователей Арктики, в гидрографические базы: Игарку, Тикси, Певек, Бухту Проведения, пять пришли в Архангельск. Но в порту приписки их видели редко — летом выполняли задачу, поставленную гидрографам Правительством СССР «Проложить Северный морской путь, оборудовать в навигационном отношении, держать в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания», зимой — работали с экспедициями в Северной Атлантике и на Балтике.

Первый раз познакомился с работой гидрографов в далеком 1975 году в море Лаптевых. Наш экипаж выгружал снабжение для полярной станции острова Малый Таймыр». Моряки с гидрографического судна там же ремонтировали навигационный знак. Работа в заполярных водах для всех одинаковая — летние снегопады и метели, студеная вода по пояс, дрейфующий лед в прибрежном прибое. Только мы, закончив выгрузку, получили рейсовое задание на Кубу, они — в Тикси за новыми стройматериалами. Чаще других судов-гидрографов, работая на линии Мурманск — Дудинка, встречался с «Дмитрием Овцыным», который в те годы был лоцманским судном. На подходе в Енисей он передавал нам лоцмана, на выходе после стоянки в Дудинке забирал его на борт.

О том, как больно ударил конец ХХ века по Арктике, сказано — пересказано. Финансирование гидрографических работ было сведено к минимуму, но задачи «держать и обеспечить… на Северном морском пути» с полярной гидрографии никто не снимал. Нет сомнения, люди ее выполнявшие, трудились на голом энтузиазме. С боем под любые гарантии выбивали от поставщиков топливо, материалы, продукты. При отсутствии запчастей, чтобы отправить одного гидрографа в рейс, оборудование снималось с другого, заявленного на ремонт. Но ни о каких серьезных ремонтах даже разговоров не было — только силами экипажей и только из подручных средств. Тогда же было принято решение — закрыть гидробазы, находящиеся в дальних углах Арктики. Флот, который еще был способен ходить, перевели в Архангельск; так у нас появились суда Игаркской гидробазы «Дмитрий Овцын» и «Николай Евгенов».

В начале двухтысячных стало понятно, что финские гидрографы заканчивают свою службу — им требуется замена на более мощные, более современные. Разговоры о том, что суда специального назначения вот-вот будут строиться, что десять — пятнадцать из них получит именно Архангельск, то звучали, то затихали. Тем временем действующие суда гидробазы устаревали и возрастом, и морально. Так в последний рейс «Павел Башмаов» вышел в 2006 году, «Дмитрий Овцын» — в 2010-м, «Яков Смирницкий» — в 2014-м, «Николай Евгенов» — в 2017-м. Вернулись и встали в глухой отстой в гавани СРЗ «Красная кузница». В экипажах, как явный признак застоя, появились пенсионеры, пусть и дипломированные, и с действующей медкомиссией.

Ровно четыре года назад три из судов-ветеранов перевели поближе к Турдеевскому заводу судораздела — на Бакарицу. Но на том дело и остановилось, пока Архангельскую гидробазу, как подразделение Санкт-Петербургского «Гидрографического предприятия», не передали в корпорацию «Росатом». Как итог — пять судов списаны с баланса организации. Г/с «Павел Башмаков» еще весной отправлен на металлолом в Турдеево. На четырех других — экипажи, полностью состоящие из пенсионеров, ушли на заслуженный отдых.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ