21.10.2021 16:39

Архангельский эксперт: «Одинокие пожилые люди особенно подвержены противоправным действиям со стороны мошенников»

В Архангельской области проходят обучающие семинары мероприятия для пенсионеров
Алексей Белый

Главная задача – научить старшее поколение правилам, которые помогут обезопасить себя от злоумышленников не только в киберпространстве, но и в повседневной жизни.

Как рассказал руководитель проекта Алексей Белый, люди пожилого возраста являются одной из наиболее незащищенных от мошеннических действий групп населения, а самой уязвимой категорией являются одинокие пожилые люди.

– К сожалению, в последнее время подобные случаи участились. Нередко мошенники пользуются слабой информированностью пенсионеров об основных правилах безопасного пользования мобильными телефонами и банковскими картами, – отметил Алексей Белый.

Для того, чтобы обезопасить своих родных и близких от мошеннических действий, необходимо выучить простые, но действенные правила.

Вслед за участниками проекта «Безопасный Интернет» приведем некоторые из них:

1. Не открывайте двери незнакомым людям, кем бы они не представлялись, если вы предварительно не звали их к себе домой.

2. Если человек представился сотрудником социальной службы, проверьте его документы, не открывая дверь. Позвоните в названную им организацию и уточните, направляли ли они к вам специалиста. Не стесняйтесь, это совершенно нормально!

3. Не передавайте никакие документы (паспорт, пенсионное или ветеранское удостоверение, документы на квартиру, данные банковских карт и другие документы) незнакомым людям.

4. Не подписывайте документы, содержание которых вам не совсем понятно.

5. Не доверяйте, если вам звонят и сообщают, что ваш родственник или знакомый попал в аварию, в больницу или совершил ДТП, и теперь за него нужно внести залог, штраф, взятку, купить дорогие лекарства. Это обман!

6. Не приобретайте у людей, назвавшихся представителями торговых фирм, продукты, бытовую технику, лекарства.

7. Если незнакомец сообщает о выигрыше, блокировке банковской карты, о перерасчете квартплаты, срочном обмене денег на дому, не верьте – это мошенничество!

8. Не принимайте никаких решений в спешке, обязательно позвоните родственникам.

9. Заранее запишите телефоны вашей управляющей компании или ТСЖ, социальной службы, вашего банка.

– Обсудить эти несложные правила поведения со своими престарелыми родственниками – наша обязанность, – уверен Алексей Белый. – А если вы или ваши близкие стали жертвой мошенников, незамедлительно обращайтесь в полицию.

Также Алексей Белый выделил пять способов, которые наиболее часто используют преступники:

1. Звонок о несанкционированном списании или блокировке банковской карты

В этом случае звонят чаще с абонентских номеров, которые начинаются с «8800», «495», «499». Во время разговора мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банка или несуществующего «центра мониторинга банковских карт» и сообщают, что произошел сбой системы или снятие денег.

В этом случае нельзя сообщать собеседнику номер карты, срок окончания ее действия и трехзначный CVV-код, расположенный на оборотной стороне карты. Именно эти данные, а также поступающие на номер телефона потерпевшего СМС-коды, позволяют мошенникам через Интернет-приложение банка получать доступ к счетам и совершать переводы денежных средств.

2. Заказ на сайтах и социальных сетях какого-либо товара по низкой цене

Мошенники предлагают товары по низким ценам. Если жертва преступников внесла предоплату, посылка вовсе не приходит.

Приобретая товары в сети, необходимо использовать только проверенные Интернет-магазины. Перед заказом участники проекта «Безопасный интернет» советуют проверить информацию о продавце. Пострадавшие от действий мошенников люди часто публикуют информацию о том, что сайт или группа по продаже товаров в соцсети являются мошенническими. Особую настороженность должен вызывать продавец, требующий 100 % предоплату. Эти меры необходимо соблюдать и во время покупки авиабилетов в сети.

3. Сайты бесплатных объявлений

Цена может показаться очень низкой. Этим и планируют воспользоваться мошенники. Покупателя попросят внести предоплату, мотивируя высоким спросом на товар. После внесения суммы на счет злоумышленник отключает телефон или тянет время, а объявление с сайта удаляется.

Также жертвой мошенников может стать и пользователь сайта объявлений, самостоятельно разместивший товар для продажи. В ответ на публикацию звонят неизвестные и представляются покупателями. Мошенник пытается выстроить доверительные отношения с потенциальной жертвой, поэтому сообщает о готовности внести предоплату. Для этого «покупатели» просят сообщить конфиденциальную информацию банковской карты продавца и поступающие СМС-коды. Получив данные, преступники подключаются к счету банковской карты через интернет-приложение банка и выводят средства со счета. По информации Алексея Белого, чаще всего мошенники используют номера других регионов.

4. Сайты и мобильные приложения знакомств

Мошенники ведут переписку с подложной страницы. Во время диалога потенциальную жертву просят перевести деньги на счет телефона, заплатить за интернет, сходить вместе в кинотеатр. При этом злоумышленники отправляют ссылку на оплату, а потерпевшие вводят персональные данные своей банковской карты. В результате деньги списываются, профиль жертвы блокируется. Предложите собеседнику вариант оплаты наличными или при встрече на месте.

5. Звонки с «подменных» номеров

Мошенники звонят с номеров, закрепленных за государственными органами, и сообщают о поимке киберпреступников. Далее просят сообщить номер карты, срок окончания ее действия и трехзначный код, расположенный на оборотной стороне. Мошенники обещают проверить, не оказался ли человек жертвой преступления, и вернуть средства.

Кроме этого, злоумышленники звонят с номеров, принадлежащих популярным агрегаторам различных услуг. В этом случае жертве предлагается подключить какие-либо услуги, для чего просят сообщить реквизиты карты и СМС-код. Мошенник через мобильное приложение банка получает доступ к счетам и может совершать переводы денежных средств на другие счета.

– Главное, что нужно сделать при общении с незнакомыми, запрашивающими личные сведения – сразу прекратить общение, как только разговор коснётся персональных данных ваших банковских счетов. Это верный признак того, что на связи мошенники, – напоминает руководитель проекта «Безопасный интернет» в Архангельской области Алексей Белый.

Кстати говоря, сегодня стало известно, что в Архангельске полицейские вернули пожилой женщине полмиллиона рублей, похищенные мошенниками. Подозреваемого в мошенничестве жителя Алушты удалось задержать уже на следующий день.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.