20.10.2021 14:01

Первый в стране канатный железобетонный мост отмечает юбилей

Ровно 65 лет назад, 20 октября 1956 года, в Архангельске ввели в эксплуатацию железобетонный мост через реку Кузнечиха, соединивший центр города с промышленным районом Соломбала
Фото предоставлено пресс-службой администрации Архангельска
Фото предоставлено пресс-службой администрации Архангельска
Фото предоставлено пресс-службой администрации Архангельска

Известный всем архангелогородцам Кузнечевский мост был первым канатным железобетонным мостом в СССР.

Самый первый мост через Кузнечиху, деревянный, построили еще в 1805 году. Даже незначительный подъем уровня воды приводил к подтоплениям, что создавало проблемы для пешеходов и гужевого транспорта.

В 1844 году впервые в Архангельске было опробовано строительство моста на сваях, и уже в течение последующих трех лет и жители, и власти города оценили все преимущества в эксплуатации — переправа была более надежной и удобной.

Зимой сваи вытягивались из грунта, их поднимали на лед и свозили на берег, а по весне вновь забивали. Свайный вариант моста просуществовал 77 лет. Более того, в 1918-21 годах его укрепили, чтобы проложить трамвайный маршрут в Соломбалу.

Уже в 1922-м подсчитали, что за 117-летнюю историю Кузнечевских мостов на их ежегодные сбор и разбор было потрачено миллион 250 тысяч рублей. Эта огромная сумма и заставила Архангельский губернский исполком принять решение о постройке постоянного деревянного моста. Но вновь возведенный мост выдержал лишь 3 месяца эксплуатации — при первом же ледоходе его разрушила стихия. Тогда было решено деревянный мост заменить на металлический.

Проект Кузнечевского моста был разработан известным советским инженером, мостостроителем Григорием Петровичем Передерии. Но быстрой реализации планов по строительству помешали сначала репрессии — среди руководителей строительства нашли «врагов народа», а потом начавшаяся советско-финская война 1939–1940 годов.

В начале 1941 года на Дебальцевском металлургическом заводе (Украина) было изготовлено 750 тонн металлических пролетных конструкций для нового моста. Планировалось завершить изготовление остальных частей к 1 июля, но началась Великая Отечественная война, и строительство моста было отложено на 15 лет.

В итоге современный мост появился лишь к осени 1956 года. Его общая длина — 360 метров, стальные пролеты уложены на четыре опоры и устои из железобетона, на двух средних опорах стоят пилоны, удерживающие три средних пролета, а два крайних пролета — балочные.

Уже в 2003-2004 годах мост прошел через ремонт: были разобраны и убраны трамвайные пути, срезан толстый слой асфальта, что позволило существенно разгрузить мост, напомнили в пресс-службе городской администрации.

Тогда же мост обрел и свою современную цветовую гамму некоторые металлические конструкции были заменены и покрашены в красно-оранжевый цвет.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.