17.10.2021 15:06

Плашкоут «Вайново» завершает навигацию, 45-ю в своей морской биографии

Когда это маленькое суденышко следует фарватером Северной Двины, на фоне океанских лайнеров его заметит не каждый
Плашкоут «Вайного» на выгрузке. Фото — журнал «Водный транспорт».

Неудивительно: его длина — чуть больше 30 метров, ширина — семь, высота борта — два, он может перевозить всего около ста тонн груза. Но плашкоут «Вайново» при малых размерах выполняет большую и важную работу — он один из немногих плавсредств, сохранившихся от советских времен, остается «ниточкой», которая связывает жителей поморских селений с «большой землей».

В областном центре о существовании «Вайново» знают немногие, зато в деревнях Зимнего и Канинского берега — все, от малого до старого. Плашкоут везет товар в магазины, снабжение по заявкам организаций, багаж — холодильники, мотоциклы снегоходы, то, что нельзя отправить домой «кукурузником». И потому каждый приход плашкоута в деревню — праздник. Еще одно преимущество, которое ценится в поморской глубинке — ему не нужны причалы и портальные краны: при малой осадке он встает к берегу, доставленное выгружает прямо в кузов автомашины собственным краном.

«Вайново» — первый из более тридцати плашкоутов, построенных в 70-е годы заводом «Красная кузница». Он был спущен на воду, передан в состав Северного морского пароходства в июне 1976 года. Два десятка лет занимался обеспечением «северного завоза» — перегрузкой с морских судов, стоящих на рейдах, доставкой на необорудованный берег всего, что необходимо населенных пунктов по Белому, Баренцеву и Карскому морям. Подразделение СМП так и называлось — база рейдовых арктических плавсредств (БРАП).

В ноябре 1996 года БРАП реорганизовали в ООО «Арктик-рейд», от «Вайново», как от самого старого, поспешили избавиться. Его приобрела новая, делающие первые шаги в бизнесе морских перевозок, частная компания «Норд Вей». Свое 45-летие «Вайново» отметило выходом в первый рейс на Койду (Мезенский район). К середине октября, когда весь малый каботажный флот заканчивает плавание, плашкоутом выполнено уже 15 рейсов. Из них только в селение Индига», расположенное в Большеземельской тундре — шесть, в мезенскую деревню Долгощелье — восемь. Казалось бы — достаточно.

Уже вовсю свирепствуют на Белом море осенние шторма, закрывают путь мореходам густые туманы, вот-вот грянут в Заполярье морозы. Сегодня экипаж «Вайново», доставив стройматериалы в Долгощелье, возвращается в Архангельск. Продолжит ли плашкоут перевозки груза, предназначенного для будущей деревенской школы, покажет метео- и ледовый прогноз.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анатолий МАКАРЕНКОВ