Что такое закон принадлежности? Как влияют на нас далёкие предки? Почему так важно помнить свои корни и быть благодарным? Разбираемся вместе с психологом Екатериной Пятковой.
– Исключение из рода — тема, хорошо известная в психологии, — поясняет Екатерина Пяткова, — но заговорили о ней с новой силой не так давно, когда немецкий психотерапевт Берт Хеллингер разработал теорию системных расстановок.
Согласно этой теории, все люди — частицы уникальной родовой системы, базирующейся на определённых законах. За каждым человеком стоит его род. И если изучать свою родословную повнимательнее, то в роду каждого найдутся как святые, так и преступники — абсолютно разные личности.
Отмечено, что и происходящие в жизни рода события, иногда трагические, могут повторяться из поколения в поколение. Такую цикличность ещё называют «плохой кармой». Впрочем, передаваться могут и другие сценарии. Например, духовные основы рода, одарённость, склонности к определённым профессиям и даже привычки далёких прародителей.
Закон принадлежности, обоснованный Хеллингером, гласит, что благополучен тот род, в котором помнят и отдают дань уважения всем. По сути, Хеллингер своей теорией не открыл ничего нового, а лишь «упаковал» в систему существующие человеческие ценности и традиции — право на память.
По Хеллингеру, каждый член рода имеет равное право на принадлежность. А это значит, что исключённый, о ком забыли или постарались забыть, обязательно напомнит о своей судьбе. Вот только проявиться это может по‑разному.
В моей практике был случай — молодая женщина очень хотела иметь детей. Но беременность, если и наступала, то трагически прерывалась на поздних сроках. И так девять раз подряд. Эмоциональное и психологическое состояние было тяжелейшим.
Во время консультирования мы начали составлять генограмму — семейную карту. И вдруг выяснилась «деталь», которую моя клиентка совершенно случайно узнала от своей матери. Оказалось, что в молодости та сделала… девять абортов. Причём информацию эту «убрала» из своей жизни. Такое вытесненное чувство вины — «ничего не было». И, если бы дочь не спросила напрямую, скорее всего, мама никогда и не рассказала бы об этом.
В числе исключённых из рода могут оказаться и члены семьи, о которых по тем или иным причинам не принято вспоминать: сумасшедшие, преступники, пропавшие без вести. Или, например, бывший муж, отец ребёнка, которого бывшая жена, в силу личных обид, вычеркнула из жизни.
Когда в свою войну родители пытаются вовлечь детей — это вообще самое печальное. Формируя негативное восприятие отца, по сути, мать даёт послание: «Ваш отец недостойный, забудьте его». Берёт на себя две роли: «Я вам мама и папа». Но, лишаясь энергии одного из родителей, ребёнок летит по жизни с одним крылом. Впоследствии это также может выплеснуться через немотивированную агрессию, повторение судьбы исключённого члена семьи.
Если из целостной системы «убирают» какую‑то часть — необходимо заполнить место. Просто забыть или сделать вид, что забыли — подобный газлайтинг не приведёт ни к чему хорошему. Так или иначе, но кто‑то из членов рода будет отдавать забытому своё «почтение».
Дочь ослушалась отца — связала жизнь с парнем, который, по мнению папы, был недостоин семьи. И отец произносит: «Ты мне больше не дочь». Молодые вынуждены разорвать связи с семьёй. Но родовая система, как и природа, не терпит пустоты, пытается восстановить порядок путём замещения — через два-три поколения появится потомок, который будет жить с ощущением «невыплаченного долга».
Людей, повторяющих поступки предков, в психологии называют заместителями. И хорошо известен, например, такой феномен, когда в одном человеке вдруг происходит развитие нескольких субличностей — человек начинает проживать жизнь не только за себя, но и за «того парня». При этом заместители представления не имеют о том, кого они замещают.
На консультацию обратилась семья. Сын, по словам мамы, всегда был хорошим ребёнком — добрый и общительный мальчик, много читал. Но «что‑то пошло не так», вдруг он начал вести себя «совершенно ужасно», а именно — стал приносить домой чужие вещи. Выстроив доверительные отношения с мамой, удаётся узнать, что в роду был прадедушка, о котором в семье старались не вспоминать. И уж точно никогда не рассказывали о нём юному правнуку. А предок между тем был вором…
Когда родители, потерявшие ребёнка, приходят с желанием усыновить или удочерить, важный момент — сколько времени прошло со дня трагедии. Если меньше года — это попытка переложить любовь к одному ребёнку на другого. Тяжело в этой ситуации будет всем — не только родителям, но и приёмному ребёнку — ведь он никогда не станет тем, кого они изначально ждали.
Замена одного другим — психологическое непринятие факта ухода, попытка продолжения жизни в совершенно другом человеке из другого рода. Ребёнок, которому пытаются «навязать» чужую жизнь, обязательно начнёт отстаивать право на собственное существование.
Замещение также ярко прослеживается, когда родители скрывают от приёмного ребёнка информацию о том, из какой он «системы». Возникает ощущение недосказанности. Бессознательно ребёнок начинает заполнять «провал», отдавая дань своему роду, биологическим родителям — начинает подражать им, даже если вообще не знал их. Подражание порой принимает тяжёлые формы. Часто уже выросшие приёмные дети признавались на консультациях, что в их жизни всегда присутствовала внутренняя тревога, мешающая дышать. И только узнав свою историю, они успокаивались — их собственные пазлы складывались.
Детям, которые готовятся уйти в приёмные семьи, психологи детского дома помогают собрать альбомы — «книги» об их жизни с фотографиями и воспоминаниями. Конечно, делается это с согласия приёмных родителей. Но человек без истории — как цветок без корней. Представьте, что вы не знаете ничего о своём детстве, не помните, каким ребёнком были. Пустота может стать звенящей. Чем она будет наполняться? Как правило, так развиваются всевозможные зависимости, обсессивно-компульсивные расстройства.
Не надо специально обелять биологических родителей, но чаша весов не должна склоняться только в сторону негатива. Восстанавливается «книга» из воспоминаний самого ребёнка. Например, мама иногда пекла какие‑то вкусные блины. А папа умел хорошо собирать ягоды, которые семья продавала и на эти деньги жила…
Как-то я работала с девочкой, оставшейся без попечения родителей. Мы говорили о праздниках и подарках. О том, какой подарок она хотела бы получить от Деда Мороза. И малышка, на тот момент ей было всего семь лет, вдруг призналась, что Новый год — грустный праздник, потому что Дед Мороз никогда не выполняет её желание.
А когда я спросила, что это за желание, ответила: «Хочу, чтобы мама не пила». И тогда я предложила вместе написать Деду Морозу письмо. Прошло время, для девочки нашлась хорошая приёмная семья. И сама она тоже привязалась к приёмной маме. Но, когда мы провожали её в новый дом, спросила: «А Дед Мороз найдёт меня по новому адресу? Я хочу, чтобы он помог моей маме».
Уверена, что в жизни у этой девочки всё будет хорошо. Исключения из рода не произошло. Она приняла биологическую мать такой, какая та есть. Пожелала ей добра, не озлобилась и пошла дальше с новой семьёй.
Исключёнными могут стать и забытые жертвы рода — люди, которым члены семьи нанесли значительный ущерб. Например, произошла автомобильная авария, есть пострадавшие, погибшие. И даже если это случилось по неосторожности, виновник аварии — должник перед пострадавшей семьёй. Об этом надо помнить постоянно.
Забывая, нанося тяжёлые обиды другому, мы наносим ущерб и своему роду — происходит психологический рикошет. Эффект бумеранга. Как говорили наши бабушки: «Если ты проклятие послал — к тебе это и вернётся». Но не менее важно помнить и о хорошем — о людях, которые существенно помогли вашей семье. Например, спасли вашу жизнь или близкого человека.
Помнить, не желать зла и учиться быть благодарным. Никогда не поздно вернуться к самому себе и приступить к изучению своей родословной. И, возможно, когда будете заполнять пустоты своей памяти, придёт ощущение, которого многим сейчас так не хватает — внутреннего спокойствия и принадлежности — я не один.