Школьница из Архангельска выяснила, что архангелогородцы сообщают миру с помощью носков

Она исследовала предпочтения земляков в выборе этого аксессуара и связанные с этим осознанные и неосознанные послания обществу
Валерия Вишневская. Фото предоставлены семьей Вишневских.

«Поначалу не восприняли всерьёз»

Сегодня в школах учат проводить научные исследования, и такие задания — обычная практика для учащихся, иногда — уже с начальных классов. Темы школьники, как правило, выбирают сами. Ученице архангельской школы № 2 Валерии Вишневской пришла идея исследовать носки как средство коммуникации. На областной учебно-исследовательской конференции «Юность Поморья» в 2021 году ее работа заняла третье место.

— Изначально я выбрала другую тему, но преподавателям она показалась уже достаточно исследованной, и тогда я предложила тему про носки, — рассказывает Валерия. — Это был в какой-то степени вызов в ответ на требование новизны. И поначалу идею моей работы не восприняли всерьез. Тем не менее, предлагая тему: «Носки как средство коммуникации», я не шутила.

По словам Леры, подмечать детали в одежде людей у нее давно вошло в привычку. Девушка поясняет, что плохо запоминает лица, поэтому при первом знакомстве всегда стремится запомнить другие индивидуальные черты.

— Наблюдая, я уже накопила некоторую информацию и вывела ряд закономерностей, например, между носками определенного вида и чертами характера человека. Мне захотелось удостовериться, верны ли мои выводы. Когда я стала изучать эту тему глубже, то поняла, что носки в таком ключе еще никто не исследовал, хотя тема самовыражения через одежду в целом не нова, — поясняет она. — Кое-какие заключения на счет связи между носками и свойствами личности человека я нашла только в исследовании ученых Гарвардского университета «Эффект красных кроссовок». Но в нём был сделан акцент на изучении внешнего вида человека в целом. В русскоязычном интернете эту тему очень любят авторы Дзена. Но, как я понимаю, они пишут лишь на основании своих наблюдений, не проводя специальных исследований.

Идеальная пара

Чтобы собрать необходимые данные, Валерия провела анонимное анкетирование. Респондентов искала по принципу «кто согласится»: никакого фильтра не существовало. В итоге листы с анкетами разошлись среди школьников и учителей, коллег родителей Леры и их знакомых. В опросе приняли участие 37 человек в возрасте от 16 до 60 лет.

Прежде всего Валерия попыталась выяснить личные предпочтения людей в выборе носков. Больше всего опрошенных — 38 процентов — указали, что выбирают носки базовых цветов: черные, темно-синие, темно-зеленые, белые, бежевые, коричневые. На втором месте по популярности оказались незаметные носки, например, полупрозрачные или настолько короткие, чтобы их скрывала обувь. На третьем месте — носки в тон одежде. И только на четвертом — яркие, выделяющиеся цветом или рисунком. Такие носки предпочли 16 процентов опрошенных. При этом почти 78 процентов респондентов подчеркнули, что главный критерий для них все-таки — чтобы в носках было комфортно. Возможно, с этим связано и то, что вариант «носки-перчатки», или «носки с пальцами», как их еще называют, не выбрал никто. Один из респондентов отметил, что однажды из интереса решил надеть такие носки-перчатки, но при носке они оказались неудобны.

Интересный пункт, который Валерия включила в анкету, — придумать и описать носки собственного дизайна, которые опрашиваемый был бы не прочь носить сам. Школьница объясняет, что пыталась таким образом понять, насколько выбор человека совпадает с его истинными желаниями.

— Под давлением разных факторов, например, дресс-кода на работе, человек может носить не то, что хочется, и даже не особенно задумываться об этом. А, когда ты предлагаешь ему пофантазировать и создать что-то свое, он, как правило, отталкивается от своих потребностей и интересов, — предполагает Валерия.

Значительная часть анкетируемых в ответ на предложение придумать «свои» носки написали, что главное — они должны быть удобными и долговечными. Кто-то представил, что создал для этого «особый по прочности материал», кто-то — волшебную резинку.

При этом возраст респондентов на фантазию не влиял.

— Самыми оригинальными ответами стали: «носки-хамелеоны», «носки, каждый из которых подстраивается под любую пару» и «носки, которые не нужно разбивать по парам». И только одна из этих идей принадлежала школьнику, остальные предложили зрелые люди, — отмечает Валерия.

— В целом, я думала, будет больше приверженцев принципа «красота требует жертв», и была почти уверена, что яркие носки предпочтет куда большее количество людей, — заключает девушка. — Неожиданным оказался и вывод относительно возраста. Изначально я предполагала, что предпочтения взрослых и детей будут отличаться. Однако ответы участников убедили меня в том, что возраст на это не влияет. Кому-то главное — удобство и комфорт, а кому-то даже в возрасте 60 лет — котики на носках.

Носки для общительного

Главное, что хотела выяснить Валерия в ходе исследования, — можно ли по носкам судить о личных качествах человека и его склонностях.

До того на основе личных наблюдений у нее сложилось впечатление, что в отношении некоторых человеческих качеств связь есть, например, чем более выделяющиеся носки носит человек, тем он более открыт и общителен, более смел и склонен к риску, а также активнее проявляет свое творческое начало. На этих гипотезах и строились следующие вопросы: Валерия предложила участникам отметить качества, которыми они обладают.

В итоге в 52 процентах случаев предположения Леры подтвердились полностью, в 40 с небольшим процентах — частично. Лера уверена, что люди отвечали искренне, потому что, получив необычную анкету, воодушевлялись и проявляли живой интерес к теме.

Так или иначе, ответы северян позволили школьнице сделать вывод: чем ярче и экстравагантнее носки предпочитает носить человек, тем он более открыт миру и тем легче вступает в контакт с другими. Также Лера подтвердила, что яркие носки стремятся носить люди, активно проявляющие себя в творчестве. А еще яркость этой детали одежды говорит о смелости. А вот, насколько человек общительный, определить по носкам оказалось невозможно.

Мы поинтересовались у Леры, учитывался ли в ее исследовании цвет носков, оказалось — нет.

— Психологи делят людей в зависимости от их предпочтения цветов, но я к этому отношусь скептически: лично у меня с каждым цветом свои ассоциации, и, я думаю, у всех людей так, — говорит Валерия. — По этой же причине я считаю, что, расшифровывая значение рисунков на носках человека и делая выводы о том, что он хотел этим сказать, тоже легко ошибиться. Например, носки с котиками могут означать для одного стремление к свободе, а для другого — желание показаться мягким и добрым. Известны случаи, когда у публичных людей такие «послания» читают неправильно, и это выливается в казусные ситуации. Например, у премьер-министра Канады Джастина Трюдо, известного своей любовью к необычным носкам, таких историй уже несколько.

На презентации работы одна из учительниц спросила Леру о том, что можно сказать о человеке, если он надевает каждый раз разные носки: то яркие, то незаметные, то вообще их не носит — есть, мол, у нее такой знакомый. Лера предположила, что это может говорить об импульсивности человека, а также о том, что он очень энергичный и активный и в связи с этим немного рассеянный. Учительница подметила, что Лера описала ее знакомого «в точку».

Носки с историей

Еще одна интересная часть исследования — связанные с носками личные истории. Это был необязательный пункт в анкете, но, на удивление, оказалось, многим есть что рассказать.

Одна участница, например, сообщила, что в молодости у нее был целая коллекция разнообразных носков. Под каждый образ она подбирала свою пару. Но с возрастом архангелогородка остановила свой выбор на носках базовых цветов. Другой респондент отметил, что, по его наблюдениям, мужчины часто неосознанно оставляют носки в разных уголках своего жилья, а, раз это массовое явление, предположил, что дело не в дурной привычке: мужчины таким образом просто метят свою территорию — так играют гены предков.

Еще одна участница написала, что работала как-то под руководством человека, который носил носки кричащих цветов, — с тех пор у нее вошло в привычку обращать внимание на носки других людей. Согласно результатам исследования Валерии, на чужие носки, вообще, обращает внимания не так уж мало наших земляков: о себе такое сказали 37 процентов опрошенных.

Кстати, один мужчина сообщил по секрету, что у него есть даже своя особая технология «спасения» дырявых носков, которую он придумал еще когда был студентом. Когда появляется дырка на пятке, он предлагает носить носок пяткой кверху — на месте дырки тогда образуется складка, и прореха «не мешает». Потом можно еще на бок перевернуть.

Истории «про носки», кстати, продолжают поступать к Лере и сейчас. Например, одна незнакомая девушка, после того, как услышала презентацию лериной работы, рассказала ей про такое явление как «носки бывших спортсменов». По ее словам, те, кто с детства серьезно занимался теми видами спорта, где есть дресс-код на носки, часто и после ухода из спорта продолжают носить только такие — белые и короткие. У нее, бывшей гимнастки, тоже все еще только «спортивные», сообщила девушка: сначала других носков просто не было, а потом покупать их вошло в привычку.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЕВА