Эти гастроли были приурочены к юбилею литовского художника и композитора. В композиции участвовали литовские скрипачи и архангельские работники музея ИЗО. Нас сдружила музыка.
Дружба тогда была состоянием естественным. И она у музыкантов и сотрудников музея продолжалась после окончания гастролей. Я узнала, что в Вильнюсе открылась выставка Альбрехта Дюрера, которая прибыла туда из Германии, и захотела её увидеть. Кстати, в этом не было ничего необычного — мы часто ездили в другие города Советского Союза на выставки или концерты. А здесь ситуация облегчалась тем, что в Вильнюсе жили наши литовские друзья.
Встреча с работами Дюрера была большим для меня событием. Как только мы с Андрюсом вошли в выставочный зал, работы художника будто обступили меня, и я забыла обо всём постороннем. И вдруг я почувствовала на себе чей‑то внимательный взгляд. Он преследовал меня и словно что‑то важное хотел дать понять…
На меня печально смотрели живые глаза Меланхолии Дюрера. Меланхолия — героиня одноимённой гравюры художника, созданной на меди в 1514 году. «Меланхолия» — таинственное произведение, последняя работа Дюрера из так называемых «Мастерских гравюр». Искусствоведы и любители живописи не одно столетие пытаются разгадать послание, которое заложил в этом произведении выдающийся мастер эпохи Возрождения.
Я стала невольно разговаривать с Дамой печального образа: «Неужели за 500 лет у тебя ещё не все слёзы выплаканы о людских печалях и напастях? Улыбнись мне хоть на мгновение». Мне хотелось показать ей своё участие, высказать поддержку. Покидая выставку, я вернулась к Меланхолии, и мне показалось, на её печальных глазах высохли слёзы…
Иногда, в тяжёлые минуты, я вспоминаю и наш «архангельско-вильнюсский» союз, скреплённый музыкой и живописью, и те печальные глаза, которые смотрели на меня из Средневековья. И моё искреннее сопереживание этой вековой печали. И вспоминаются мудрые слова: «Жизнь коротка, а искусство вечно». Но именно оно помогает нам жить…