Людмила Васильевна Белозерцева впервые оказалась в кабине киномеханика без малого почти шесть десятков лет назад. В небольшом хуторе Слободка Краснодарского края каждый вечер кинопередвижка показывала фильмы. И как‑то раз киномеханик предложил местным жителям найти ему помощника.
Людмила Васильевна посоветовалась с родителями и, получив добро, стала осваивать премудрости этой профессии.
– Я до сих пор помню первый фильм, с которого началась моя работа киномехаником. Это польская картина «Зигмунд Колосовский». А кинопроектор был тогда «Украина», точно такой же, как стоит теперь в нашем музее в Ломоносовском дворце культуры, — рассказывает Людмила Васильевна.
Многие думают, что киномеханик зарядил фильм, нажал кнопку включения на кинопроекторе и сидит себе, наслаждается фильмом. По словам Людмилы Васильевны, это совсем не так:
– Работали мы вдвоём: один киномеханик на одном аппарате, другой — на втором. Фильм же не целиком приходит на одной плёнке, а по частям. Около 20 минут длится одна часть. Если показываешь фильм первый раз, сидишь и смотришь внимательно, где склейка, где ещё какие‑то проблемы. Иногда фильм приходит после многочисленных показов, и там могут быть обрывы, склейки. У нас тут же и монтажный стол, где можно подклеить, поправить, если необходимо.
В 1974 году, опять же волею судьбы, Людмила Белозерцева переехала в Архангельск и начала работать в кинотеатре «Север». После рождения сына с 1986 года работала в кинотеатре «Луч», а вскоре оказалась в Ломоносовском дворце культуры, который был тогда филиалом «Луча». И опять её работа была связана с кинопередвижкой: показывала фильмы в учебных заведениях — школах, техникумах, ПТУ.
– Мы показывали как учебные, так и художественные фильмы ребятам. Даже встречи с артистами были, помню, Сергей Шакуров приезжал, с учащимися встречался, а потом мы показывали фильм с его участием, — вспоминает Людмила Васильевна.
Сейчас, в эпоху высоких технологий и 3D‑фильмов, пожалуй, единственным местом, где можно посмотреть старые добрые «плёночные» фильмы, остаётся Ломоносовский ДК. там и работает хранительница секретов мастерства киномехаников Людмила Васильевна Белозерцева:
– Был перерыв в моей работе как киномеханика, а потом, когда я снова встала к киноаппарату, руки сами начали делать всё так, как надо. Это на всю жизнь.