06.10.2021 17:10

Учителя и ученики Устьвашской средней школы Лешуконского района мечтают о новой школе

Николай Крупцов — преподаватель ОБЖ, в Устьвашской средней школе работает уже 17 лет, но общий педагогический стаж Николая Валерьевича в два раза больше. За эти годы он был и трудовиком, и учителем физкультуры
Николая Крупцов с учениками. Фото из личного архива учителя

На вопрос, почему выбрал именно школу, отвечает просто: «Я вырос в учительской семье».

Николай КрупцовНиколай Крупцов

– Мама работала директором сельского Дома пионеров, отец в школе преподавал автодело, — рассказывает Николай Валерьевич. — Сестра окончила пединститут — она и сейчас работает учительницей в Онежском районе. Её муж, кстати, тоже учитель — много лет был директором. И моя жена Ольга Владимировна — педагог, в Лешуконской школе преподаёт химию и биологию.

Шутит, что другого выхода, кроме как стать учителем, у него просто не было.

– Я ещё когда учился в девятом и десятом классах, работал руководителем кружка в Доме пионеров, — вспоминает Николай Валерьевич. — Преподавал таким же, как я, ребятам моделирование. Вместе собирали модели самолётов и ракет. Вместе о технике мечтали.

После окончания средней школы Николай Крупцов поступил вначале не в педагогический вуз, а в сельскохозяйственный техникум.

– Я хотел работать механиком, — рассказывает он. — Но мою жену по распределению отправили учителем в район, в село Юрома. И оказалось, что для меня по специальности работы в совхозе нет. Директор школы предложила пойти учителем трудов. Так в Юромской школе мы с женой и проработали семь лет. А в 90‑х годах, когда началась перестройка, перебрались в село Лешуконское.

На новом месте Николай Валерьевич устроился работать в вечернюю школу, преподавал ребятам вождение на тракторах, учил плотницкому делу. Потом ещё шесть лет работал в Доме детского творчества.

– Дети за эти годы, конечно, изменились, — рассуждает Николай Крупцов. — Телефоны, гаджеты — мастерить что‑то своими руками сейчас не очень‑то и хотят. Немного грустно от этого. Но ребята у нас хорошие. Главное, что учиться стараются, патриотическое воспитание тоже на уровне. В Архангельск вот ездили на соревнование «Внуки Маргелова» — первое место заняли! А в игре «Зарница» школа третий год первое место по всему району держит.

– Лида Пономарёва — семиклассница, которая спасла на речке двух первоклассников, получившая «Горячее сердце», медаль «За спасение погибающих» — «Правда Севера» писала о подвиге Лиды в 2013 году. Это ведь тоже ваша ученица?

– Наша! О Лиде Пономарёвой в посёлке все знают. Я на уроках ребятам постоянно её в пример привожу, — говорит Николай Крупцов. — Сейчас Лида в Ярославле учится, свою жизнь решила связать с МЧС.

По словам Николая Валерьевича, если бы можно было вернуться на 30 лет назад, то вновь пошёл бы работать в школу.

– Без детей я себя не представляю, — говорит он. — Мне 55 лет скоро будет, а я в курсе всех молодёжных событий. Любой разговор с ребятами поддержать могу. Учитель ведь ещё и психолог. Без этого никуда. На уроке, например, у одного ребёнка что‑то получается, а у другого нет. Но надо такой подход найти, чтобы каждый мог справиться. Чтобы не остался у ребёнка на всю жизнь осадок: «У меня не получилось». Поддержать, подсказать — это главная работа учителя.

– Самое трудное время для учителя, на ваш взгляд, когда было?

– В середине 90-х годов. В 1995 году учителям по восемь месяцев не платили зарплату. А у нас в семье все учителя… Выживали, можно сказать, только за счёт подсобного хозяйства. Но пережили и это, из профессии не ушли.

– А сейчас учительский труд достойно оплачивается?

– Честно сказать, не совсем. Реформы идут, но где‑то есть пробуксовка. Вроде и хорошую зарплату в школе платят, но работаешь за неё на полторы-две ставки. Если только по 18 часов работать, как учителю положено, то и получишь мизер. Раньше больше молодёжи в школу приходило. А теперь один-два учителя на район в год — и это хорошо…

– Школа, о которой вы мечтаете, какая?

– Отремонтированная, а лучше — новая. Наша Устьвашская школа в двух зданиях располагается. Одно деревянное — 1962 года постройки, второе каменное — на 20 лет моложе. В этом году выделили школе деньги на ремонт деревянной части, начали менять фундамент. В результате учимся сейчас в одном каменном здании — тесно. Ребята на занятия ходят в две смены. Поэтому мечта одна — просторная школа.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ