06.10.2021 16:10

Земский учитель: Профессия из которой не уйти

– Не стыдно не знать — стыдно не учиться, — говорит Елена Сухопарова. — Это мой девиз по жизни. И я постоянно чему‑то учусь
Фото из архива Елены Сухопаровой

В Рембуевской средней школе Елена Геннадьевна Сухопарова второй год преподаёт русский язык и литературу. Она земский учитель. Напомним, программу по поддержке педагогов, переезжающих на работу в сельскую местность, внедрили в России в 2020 году по инициативе президента. Участие в программе «Земский учитель» — конкурсное. Победителю выделяется миллион рублей подъёмных. Обязательное условие — отработать в сельской школе не менее пяти лет.

Елена СухопароваЕлена Сухопарова

За первый год действия «Земского учителя» в глубинку Архангельской области уже переехало девять педагогов, в 2021 году — ещё семеро. И потенциальных кандидатов, желающих участвовать в конкурсной программе, — десятки.

– Многие земские учителя едут на новое место работы даже за сотни километров. Иногда из других регионов переезжают, кардинально меняя свою жизнь. А мне, в отличие от коллег, переезжать никуда не пришлось, — рассказывает Елена Сухопарова. — Я до этого 27 лет проработала в Бобровской средней школе, сама живу в Боброво. Рембуево недалеко от нас — в каких‑то 30 километров. Я просто теперь каждый день езжу на работу на автобусе, а не хожу пешком, как раньше.

– Но 27 лет в одной школе — это ведь целая жизнь… Почему вы решились на участие в новой программе? И что было самым трудным?

– Наверное, мне просто захотелось какого‑то собственного обновления. Ведь профессия учителя требует постоянного движения — личностного и педагогического роста. И для меня таким обновлением стала программа «Земский учитель». Большую роль, конечно, сыграла и возможность получить миллион. Подъёмные помогли с ипотекой, на тот момент мы решали жилищную проблему.

А самым трудным… Трудно было уйти. Уйти из родной Бобровской школы — от детей, от коллег. Даже произнести эти слова: «Я ухожу» — мне было трудно. Я ведь выросла в той школе, сама училась там. И работать туда пришла сразу после института. Так что это был мой второй дом…

– А что тогда было самым лёгким?

– Самым лёгким было прийти, потому что Рембуевская школа не была для меня каким‑то незнакомым миром. Я хорошо знала про ситуацию в этой школе, знала директора. Долгое время там не могли найти учителя русского языка и литературы. Педагоги приходили, но работали временно. А я сразу подписала договор на пять лет не только со школой, но и с министерством образования. В Рембуевской школе меня доброжелательно приняли, дали классное руководство — замечательных ребят, пятый класс.

– В Бобровскую школу на ваше место пришёл новый учитель русского языка и литературы?

– Да. Боброво находится ближе к Архангельску, с педагогическими кадрами там проще. И замену мне начали искать, когда я ещё работала в школе — пришёл замечательный учитель. С одной стороны, хорошо, когда педагогический коллектив спаянный, когда педагоги вместе много лет. Но с другой стороны, коллектив должен обновляться. В школе должны появляться новые люди с новыми идеями.

В 1994 году, когда я пришла работать в Бобровскую школу, время и в стране было непростое, и в школе происходила смена поколений. Многие педагоги ушли тогда в силу возраста или сложных материальных обстоятельств. Пришли молодые учителя, в том числе и я. Опыта не хватало. Но педагоги, которые когда‑то учили меня саму, оказали мощную поддержку. И за это им низкий поклон. Потихоньку и у меня стало получаться, пришла уверенность, что школа — мой путь.

– А в вашей семье были ещё учителя?

– Нет, я единственный педагог. Возможно, кто‑то с детства знает, что хочет быть учителем или врачом. А в моём случае так распорядилась судьба. И я ей благодарна. За все годы работы в школе у меня даже мысли не было, что я могу заняться чем‑то другим.

– У вас и предмет особый — русский язык и литература. Преподавать литературу и не быть в неё влюблённым, наверное, невозможно.

– Это действительно так. Я всю свою жизнь люблю литературу, не расстаюсь с книгами. По первому образованию я библиотекарь-библиограф. Окончила Санкт-Петербургский институт культуры. Второе высшее образование получила, когда уже работала в школе — окончила магистратуру по филологии.

– А ваши ученики, они любят читать? Или современные дети «ничего не читают»?

– Сегодня, к сожалению, нет того культа чтения, какой был, например, когда я училась в школе. Но я бы не сказала, что современные дети не восприимчивы к литературе. Привить ребёнку интерес к книгам можно личным примером. И своим книжным восторгом можно заинтересовать. Главное — быть искренним. И тогда глаза начинают гореть по‑другому. И дети после урока подходят, спрашивают: «А что мы дальше будем читать, Елена Геннадьевна?»

– Это, наверное, самый приятный вопрос для учителя литературы.

– Безусловно, но я никогда не измеряла своих учеников по степени их отношения к моему предмету. Возможно, кто‑то действительно не очень любит читать — так бывает. Кому‑то, например больше по душе биология, физика или физкультура. Ребёнок успешен в этом предмете? И замечательно!

У меня с прошлых выпусков, как ни странно, самые тёплые отношения складывались с учениками, которые по моим предметам учились не очень хорошо. Но для меня важнее, что из них выросли хорошие и отзывчивые люди.

А оценки… За любой оценкой главное разглядеть человека. У каждого из нас ведь своя жизненная история. И вполне возможно, что твёрдый троечник в жизни окажется успешнее, чем круглый отличник. Задача учителя — помочь заглянуть в мир знаний, увлечь этим миром. Важно найти с учеником общий язык. А это возможно только, если сам учитель будет интересен как личность.

Я, например, давно болею интеллектуальными играми. И «заражаю» этим всех вокруг. В Бобровской школе много лет вела кружок, в Рембуево сейчас мы создали свой школьный клуб знатоков. Вовлекаю туда не только ребят, но и родителей, учителей — вместе расширяем свой кругозор. В Архангельск ездим, играем командой.

– Говорят, что особенность профессии учителя в том, что он всё время на работе.

– Да, есть такое. Мы готовы жить на работе. Если учитель не на работе, то несёт работу домой — все вечера за проверкой тетрадей. Профессия, из которой так просто не уйти. И, наверное, в чём‑то мы её заложники. Но есть ведь и преимущество — это твои ученики, в которых ты вкладываешь не только знания, но и часть своего сердца.

Конечно, мне как учителю хочется, чтобы престиж нашей профессии рос и поддерживался не просто пропагандированием «высокой миссии». Чтобы за этими словами стояла бы и государственная поддержка. И дело даже не в деньгах, хотя это тоже очень важно, дело — в защищённости учителя, в гарантиях, что ты не останешься один на один с проблемами, с хамством, наглостью. Ведь, к сожалению, сейчас очень много историй, когда учитель оказывается просто беззащитен. Очень надеюсь, что ситуация и здесь будет меняться.

– Елена Геннадьевна, а вы всех своих бывших учеников помните?

– Да. За 30 лет многие, конечно, разъехались. Но, благодаря соцсетям, я могу их видеть, наблюдать за их жизнью. И, конечно, радуюсь, если у ребят всё складывается хорошо. Стараюсь помогать, если нужна моя помощь. Связь поддерживаем, созваниваемся, встречаемся…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ