Кинофестиваль Arctic Оpen. Что от него можно ждать в этом году?

Arctic Оpen из небольшого регионального проекта вырос в международное событие. Но он тесно «привязан» к Архангельской области – это наш фестиваль, который даёт новые возможности и для его участников, и для зрителей
Тамара Статикова. Фото пресс-службы фестиваля Arctic Open

В прошлом году зрители увидели новое востребованное кино, встретились с его создателями, правда, из‑за пандемии многие встречи прошли в онлайн-формате. По той же причине был отменён сам конкурс.

Что можно ждать от Arctic Оpen в нынешнем году? Об этом наш разговор с директором фестиваля Тамарой Статиковой.

– Тамара, можем говорить, что формат фестиваля уже определён?

– Буквально в пятницу 24 сентября в 23:30 по московскому времени опубликовали список победителей первого конкурса грантов Президентского фонда культурных инициатив, куда у нас была подана заявка на проект. И проект Arctic Оpen среди победителей! Всего президентские гранты в сфере культуры получили 17 проектов Архангельской области. По поводу формата фестиваля, к сожалению, есть некоторые «белые пятна», это связано с пандемией – мы не знаем, какая ситуация будет в декабре, что придётся увести в онлайн. Но надеемся, всё состоится по плану: кинопоказы, конкурс, жюри, творческие встречи, питчинг, семинары, выставки, волнительная церемония награждения и т.д.

– Финансовая поддержка уже определилась?

– Оператор фестиваля – некоммерческий Поморский культурный фонд «Берегиня», нам сложно проводить без поддержки такие масштабные мероприятия. У нас есть субсидия регионального министерства культуры. В августе выиграли грант Губернаторского центра Архангельской области на образовательную программу фестиваля. И вот основной грант от ПФКИ. Надеемся ещё на спонсорскую и партнёрскую помощь. Среди соорганизаторов – Северный Арктический федеральный университет. Друзей и единомышленников, а главное, думающего, чуткого зрителя у фестиваля немало. Далеко не всё меряется деньгами.

– Сейчас много говорится о развитии креативной индустрии в культуре. Ваш фестиваль подходит под это определение?

– Киноиндустрия как раз и есть та самая креативная экономика. Международный фестиваль как площадка – своего рода квинтэссенция этого сложного, многоступенчатого процесса. Я считаю, что большие международные события, которые проходят в регионе, должны работать на территорию. Если посмотреть статистику, то можно увидеть, что из‑за пандемии люди начали возвращаться в свои родные места. Пока ещё это совсем небольшой процент, но чтобы они не уехали снова, нужно как раз создавать культурную инфраструктуру. А такие международные события с активным вовлечением самих жителей нужны, чтобы мы чувствовали себя не на периферии, а в центре новых культурных трендов.

– Вы уже объявили приём заявок на участие в фестивале. Насколько активно идёт этот процесс?

– За неделю получили около 300 заявок со всего мира. О нашем фестивале написали многие федеральные СМИ. Другие регионы подхватили – Коми, Мурманск, Якутия. Журналист из Коми хорошую фразу сказал в прошлом году: «Арктика – она одна на всех». И она открыта тоже для всех. А наш фестиваль становится таким объединяющим началом.

– На каких площадках фестивальные фильмы будут демонстрироваться в этом году?

– Прежде всего, это Архангельск, Новодвинск, Северодвинск. Хотя в Архангельске осталось два кинотеатра – «Мираж» и «Русь». И это коммерческие залы, в городе нет ни одного муниципального. Так что в Архангельске скудно в этом отношении.

– Что же в таком случае можно говорить о районах?

– А в районах как раз есть профессиональные кинозалы. Девять кинозалов в области были построены на субсидию фонда «Кино». И мы приучаем зрителя в глубинке к фестивальным авторским фильмам. Уже выезжали в Североонежск, Коношу. Планируем добавить Няндому, Шенкурск – там просто прекрасный кинозал. И на этот раз мы покажем там премьерные фильмы, туда выедут режиссёры для встречи со зрителями. А для любого режиссёра очень важно, чтобы фильм шёл на качественной площадке – ведь они долго и тщательно работают с цветом и звуком. Бывает обидно, когда все эти усилия теряются из‑за того, что кинозал не соответствует современным требованиям.

– В прошлом году архангельские зрители увидели якутский фильм «Пугало», который стал победителем на фестивале «Кинотавр». В этом году якуты снова среди победителей – фильм «Нуучча» удостоен приза за режиссуру. Его тоже сможем увидеть?

– Мы «сроднились» с якутским кино, надеемся, что покажем фильм, который снова победил на «Кинотавре», и авторы приедут.

– Якутское кино не перестаёт удивлять…

– Оно развивается семимильными шагами, ему оказывается большая финансовая поддержка местной властью…

– А у нас что‑то подобное в принципе возможно?

– Если бить в одну точку, подойти комплексно: создать наконец‑то кинокомиссию, сформировать культурный кинокластер, куда входят и образовательные программы, киноклубное движение, кинопедагогика, кинофестивали и кинофорумы разных уровней, то и у нас будет рождаться своё игровое кино, и кинематографисты будут приезжать чаще.

Конечно, региональное отделение Союза кинематографистов озадачено этими вопросами и Молодёжный центр Союза кинематографистов. Между тем о развитии регионального кинематографа всерьёз говорят в Министерстве культуры РФ, об этом заявляли и на Форуме креативного бизнеса в рамках ПМЭФ-21.

– Тамара, вы говорите, что в Архангельске скудно с кинозалами. А кинотеатр «Мир», который давно пустует, может быть использован для показа кино?

– «Мир» мог бы быть такой объединяющей площадкой. Мы там были несколько раз. Здание построено в 1955 году. Сохранились даже два зала: голубой и красный. Видна облупившаяся краска. Сейчас собственники поддерживают жизнестойкость здания. И у нас есть идея, как его использовать…

– Известно, что таких идей было несколько, но пока ни одна не реализовалась…

– Конечно, надо вести переговоры с собственником, предлагать ему варианты сотрудничества, возможно, это будет государственно-частное партнёрство. Или же здание выкупить у собственника и поставить на баланс областного министерства культуры, добавить федеральные гранты. Это был бы прекрасный подарок городу.

– Даже я помню, как в фойе играл небольшой оркестр, а певица пела песни пятидесятых годов. Тут же работал буфет. Это создавало настроение. Эту ауру можно восстановить…

– Действительно, там можно поднять много различных пластов, ведь этот кинотеатр был очень известен. И здание тоже очень интересное – оно построено в стиле сталинского ампира, там даже лепнина сохранена. Таких типовых проектов было всего девять в стране… Мы лишь разработали презентацию идеи по возрождению кинотеатра «Мир» как нового кинокультурного центра – «Мир. Новая жизнь». Отправила по инстанциям, но денег на это нет. Неактуально, видимо. Подождём.

– Жаль, если здание будет утеряно, что случалось уже не раз…

– Да, это могла бы быть комфортная площадка в центре города для активных людей разного возраста. Во многих регионах сохранены фильмофонды, киновидеопрокаты, муниципальные кинотеатры, создаются новые социальные кинозалы. Если взять во внимание тот момент, что мы живём в век креативной экономики, то как раз киноиндустрия – неотъемлемая её часть. Хотелось бы иметь такую площадку, точку притяжения, большой профессиональный кинозал, где можно было бы смотреть и обсуждать региональное, авторское, некоммерческое, детское, семейное, научно-популярное кино, показывать фильмы с тифлокомментированием, сурдопереводом, организовать образовательные программы, выставки, перформансы, творческие встречи, продвигать регион как киноплощадку.

– Вернёмся к фестивалю. В этом году заявки от местных кинематографистов уже поступили?

– На приём заявок отведён всего месяц. Это крайне мало, но так сложились обстоятельства. Наши «киношники» прислали свои работы. В этом году больше фильмов для детей и юношества, нередко снятых самими юными кинематографистами. Отборочная комиссия трудится. 25 октября сформируем шорт-лист. Скоро объявим приём заявок на III Арктический питчинг документального и научно-популярного кино, на другие образовательные семинары, которые продлятся аж до весны следующего года. Например, Мастерская детской анимации с «Союзмультфильмом».

Мы видим большую востребованность документалистики, из которой и рождается местное кино. Собираемся на этот раз сделать региональную программу, в которой покажем фильмы, снятые здесь, у нас, или выходцами из Архангельской области. И показать, что мы интересны и друг другу, и соседям, и стране, и миру.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО