Всего на выставке представлено более 60 произведений живописи, из них 42 работы — самого Куинджи, остальные — его учеников, в том числе северного живописца Александра Борисова.
К слову, в музеях Архангельской области нет ни одной работы Архипа Куинджи, те, что демонстрируются на открывшейся выставке — «приезжие». Не ищите знаменитую «Лунную ночь на Днепре», поскольку картина находится в постоянной экспозиции Русского музея и покидает его стены крайне редко. Зато на выставке можно увидеть «Дарьяльское ущелье» из собрания Третьяковской галереи, напоминающее «днепровский» шедевр: те же два цвета — зеленый и черный во множестве оттенков.
Про Архипа Куинджи, грека из донских степей, современники говорили разное, мол, добавляет в краски фосфор, вот откуда его «светящиеся» закаты и восходы. В начале XX века петербургский журнал «Стрекоза» опубликовал дружескую карикатуру: Куинджи пишет картину, вокруг столпились художники, Архип Иванович скромно им говорит — нет никакого секрета, господа. А за его спиной Луна и Солнце смешивают мастеру краски, добавляя свой неземной свет.
– Куинджи начинал как передвижник, как реалист, но постепенно в своем творчестве дрейфовал в сторону романтизма — чувств, красок, эмоций. Как пример, здесь представлен его ранний пейзаж «Осенняя распутица», написанный в социальном духе, что характерно для передвижников. Но основу выставки составляют романтические произведения Куинджи, — сказал на открытии Павел Климов, сотрудник Русского музея.
Открывается архангельская выставка большим живописным портретом Архипа Куинджи кисти Ильи Репина, который так писал о коллеге: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Произведения Архипа Ивановича и его учеников сгруппированы по темам — лунные ночи, крымские виды, горные пейзажи, березовые рощи, вечера в Малороссии, — за эту концепцию благодарность Ольге Атрощенко, куратору от Третьяковской галереи.
На первой экскурсии Павел Климов рассказал, что Куинджи был не только мастером пейзажа, но и талантливым учителем, всегда поддерживающим своих учеников, в том числе и материально. Недаром его подопечные стали выдающимися художниками: Николай Рерих, Александр Борисов, Григорий Калмыков, Константин Богаевский, Евгений Столица, Аркадий Рылов (помните репродукцию его картины «Зеленый шум» в советских учебниках? Ныне ее можно увидеть на архангельской выставке. К слову, «Зеленый шум» очень понравился учителю).
Некоторые из учеников Архипа Ивановича стали — ни много ни мало — основоположниками современной национальной живописи. Как Вильгельм Пурвитис, латышский художник-пейзажист, впоследствии — ректор основанной им Латвийской академии художеств.
На выставке обращает на себя внимание арктический пейзаж нашего земляка Александра Борисова «Весенняя полярная ночь», которую в свое время купил Павел Третьяков для своей галереи. В Архангельске картина демонстрируется впервые, ее музейщики специально попросили для экспозиции, чтобы смогли увидеть архангелогородцы.
– Мы не ставили своей задачей показать какой‑то сенсационный выставочный проект. Произведения Куинджи недавно демонстрировались на большой выставке в Третьяковской галерее, его имя у всех на слуху, — говорит искусствовед Зоя Кулешова, куратор от архангельского музея. — Нет, выставка вполне соответствует нашей художественной политике. У нас два года назад состоялась выставка пейзажей Ивана Шишкина, ныне — Архипа Куинджи, а объединяет их Александр Борисов. «Художник вечных льдов» учился мастерству у обоих великих живописцев. И нам интересно сравнить, показать нашего художника в системе, имеющего свое место в русской классической живописи.
Выставка «Архип Куинджи и его ученики» пробудет в Архангельске недолго — до конца ноября. Каждые выходные будут проходить экскурсии для детей и взрослых, лекции, занятия для малышей и мастер-классы по живописи. Отдельно разработана программа для групп школьников.