Художественным руководителем коллектива стала Нина Константиновна Мешко, будущая народная артистка СССР, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, автор собственной методики обучения народному пению. Она приняла эту эстафету от Антонины Яковлевны Колотиловой и сохранила, подняла на новый уровень доверенный ей коллектив, сделала его известным далеко за пределами России.
Нина Константиновна Мешко родилась в песенной семье. Её детство прошло в Тверской губернии, неподалёку от Ржева. У мамы, Александры Васильевны, был замечательный голос. А отец, Константин Иванович, учительствовал, руководил школьным хором, а по совместительству был регентом в местной церкви.
«Одно из первых воспоминаний — мама держит меня, закутанную в платок, на руках, я вижу сидящих за большим деревянным столом людей, слышу их пение и чувствую невероятное блаженство. Когда подросла, мне всё хотелось вернуть то состояние. Потом поняла, что меня очаровали поющие голоса. С тех пор блаженство от пения испытываю всю жизнь. Я влюблена и в голос как в музыкальный инструмент, и в пение как в искусство», — вспоминала Нина Мешко.
Нина Мешко окончила Московское музыкально-педагогическое училище, а затем дирижерско-хоровой факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. К приходу в Северный русский народный хор за плечами у Нины Константиновны было уже немало. Она руководила несколькими народными хорами, в том числе хором народной песни Всесоюзного радио и телевидения, где солисткой была Людмила Зыкина. Созданный ею народный хор Московской области в 1957 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса на международном фестивале молодёжи и студентов в Москве.
Впервые Северный хор Нина Константиновна Мешко услышала в сороковых годах на отдыхе в Крыму. Услышала — и влюбилась не только в хор, но и в Север с его песней, танцем, с его жестом, костюмом, говором и походкой. Когда же Нину Мешко пригласили работать в коллектив, ей пришлось столкнуться с немалыми трудностями.
«Только я ведь по характеру боец, — писала позже Нина Константиновна, — когда обнаружила, что северной народной песни не знаю, бросилась изучать её. Поехала по сёлам, в экспедиции, потом в Москву к профессору Гиппиусу, главному специалисту по северной песне. Все его сборники изучила. А во время гастролей по области в себя север впитывала. И открылись они мне — и край, и песня».
Принимали Мешко в Северном хоре сложно. Коллектив поначалу сопротивлялся и новому руководителю, и её нововведениям, но постепенно Нине Константиновне удалось и завоевать любовь артистов, и отстоять своё художественное видение. Она доказала свою правоту делом — новой программой, с восторгом принятой зрителями.
Многое в работе хора пришлось менять, перестраивать заново. Колотилова, непревзойдённый знаток фольклора, собирала по деревням певцов, которые перенесли вековую технику исполнения песни на сцену. Но шло время, уходили старые артисты-самородки, приходила на смену молодёжь, выросшая в иных условиях, и с ней нужно было сохранить песенную традицию, но не слепо копировать фольклор, а на основе народного содержания шагнуть на другую ступень.
Нина Константиновна в Северном хоре для многих стала настоящим учителем и в профессии, и в жизни, наставником, путеводной звездой. Она была строгим руководителем, в работе стремилась к идеалу, но при этом по характеру — мягким и добрым человеком, стремящимся всем помочь. Как же достичь совершенства в таком тонком и сложном деле, как руководство творческим коллективом? Тут нужен особый талант.
«Начинается репетиция, все в разном настроении, кто‑то нездоров, кто‑то на меня сердит. И нужно во что бы то ни стало их разогреть. Воодушевить, заставить. Как? Однозначного ответа нет. Каждый раз это творчество — создание нормального психологического фона, на котором может идти работа», — вспоминала Нина Мешко.
Благодаря своей настойчивости и способности достигать цели, Нине Константиновне удавалось добиться для коллектива лучших условий. Преподавая в институте имени Гнесиных, она часто бывала в Москве и пользовалась этими возможностями для того, чтобы помочь хору, встретиться с нужными людьми, доказать необходимость поддержки коллектива. В 1986 году построено здание, в котором разместилась репетиционная база хора, для Северного хора стали писать песни лучшие авторы страны: поэты Ольга Фокина, Виктор Боков, Дмитрий Ушаков, композиторы Александр Абрамский, Николай Поликарпов, Александр Мосолов и другие. С огромным успехом прошли зарубежные гастроли коллектива в десятках стран мира. Наши земляки пели в Польше, Болгарии, Франции, Финляндии, Чехословакии, Монголии, Японии, Тунисе. Неоднократно хор участвовал во всесоюзных смотрах и конкурсах, завоёвывая золотые медали и дипломы первой степени.
Так за долгие годы из талантливых любительниц северной песни Нина Константиновна Мешко вырастила, выучила, выпестовала академический хор, признанный профессионалами как эталон песенного народного искусства. Сменялись поколения артистов, но в этой преемственности росли мастерство и высочайшая певческая культура артистов Северного хора.
«Думать надо… Прежде голова, потом слово, а уж потом музыка, — говорила Нина Константиновна Мешко. — У песни внутренний пульс надо всё время ощущать. Прислушайся и так настрой себя, чтобы песня внутри тебя запела. Очень трудно не только научить человека петь, но и раскрыть в нём чувство понимания красоты, и внушить в то же время, что каждый артист хоть и индивидуальность, но вне коллектива он существовать не может».
Ученики Нины Константиновны Мешко, артисты Северного русского народного хора, вспоминают её с огромной теплотой и любовью.
Заслуженная артистка России Татьяна Хвастунова: «Нина Константиновна была очень требовательна во всем: как ты одета, как выглядишь, как поёшь, но никогда не кричала, не повышала голос. И сама она необыкновенно держала себя, не выходила, а летела на сцену — и зал неизменно встречал её овацией. Для меня она — настоящий учитель и путеводная звезда».
Заслуженная артистка России Екатерина Харланова: «Для меня Нина Константиновна была недосягаемой. Высокая, статная. Мы учились у неё и всё перенимали — опыт, манеру. Казалось, она черпает энергию отовсюду. Она любила жизнь, любила свою работу. Она жила этой своей любовью к природе, к жизни, к музыке, всё это в себе собирала и отдавала свою любовь нам».