Эта пьеса была написана для Архангельского театра драмы в 2015 году.
Открытая читка этой пьесы — не первая по счёту. Предполагалось, что спектакль к 305‑летию учёного поставит главный режиссёр Андрей Тимошенко, но тогда что‑то не сложилось. Однако режиссёр не отказался от своего замысла и спектакль про последнее искушение Ломоносова архангельские зрители увидят. Но, по словам режиссёра-организатора нынешней читки Михаила Кузьмина, «не в этом сезоне».
В нынешней читке приняли участие актёры Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова, Архангельского театра кукол, студенты и преподаватели Архангельского колледжа культуры и искусства и директор театра Сергей Самодов.
Конечно, это не значит, что эти актёры получат роли тех же героев спектакля, за которых они читали с листа сцены из пьесы. Но, кажется, ближе всех к главному персонажу пьесы подобрался актёр Архангельского театра драмы Константин Феофилов, главный городской «Ломоносов».
С «незапамятных времён», по словам Константина Феофилова, который служит в архангельском театре почти полвека, на всех городских праздниках, во всех больших и малых концертах он выходит в образе Ломоносова. Но вот в спектаклях Ломоносова ему пока играть не довелось. Если кто помнит спектакль Эдуарда Симоняна «Аки раненый лев», который был поставлен в Архангельском театре драмы к 275‑летию помора-академика, то там Феофилов играл шута Балакирева.
Однако, с Ломоносовым у Константина Владимировича остались особые отношения, например, на открытую читку в Гостиных дворах он взял свой талисман — некогда подаренную актёру монету екатерининских времён, на которых поставлен год — 1777. Правда, самого Михаила Васильевича к тому году уже не было, но век‑то — его, восемнадцатый, прошедший в России под его научной звездой.
– Когда касается любого мероприятия, посвящённого Ломоносову, где я участвую, всегда ношу эту монету с собой, — сказал актёр.
Режиссёр-организатор открытой читки пьесы «Последнее искушение Михайло Ломоносова» Михаил Кузьмин остался не вполне доволен: не всё запланированное было выполнено, однако, слушатели получили некоторое представление о возможном спектакле. Можно предположить, что Ломоносов Анастасией Экаревой показан живым человеком, который может быть болен, зол, несдержан.
Что касается личности великого учёного, то актёр Михаил Кузьмин выразился так:
– Мне кажется, что Ломоносов из разряда такой величины, как Леонардо да Винчи. Михаил Васильевич намного опередил свою эпоху, причём во всех тогдашних дисциплинах и отраслях, задал тон научной мысли на века вперёд. Вот это и есть супергерой своей эпохи, выражаясь современным языком…