11.09.2021 14:46

В Архангельске до понедельника работает выставка графики русских художников

Выставка «Смена идёт. От идеалов к идеологии» открыта до 13 сентября в усадебном доме Екатерины Плотниковой
Фото автора

Нынешняя экспозиция – вторая по счёту проекта «Вечерняя выставка», посетить мероприятия которой можно, когда основные экспозиции музея уже закрыты.

Всего представлено около 50 произведений, а название выставке дала одна из работ Константина Вялова «Смена идёт», на которой изображена смена рабочих фабрики или завода.

Как рассказала Анастасия Банёва, сотрудник музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», название с двойным смыслом: именно в первые бурные 30 лет XX века, когда в нашей стране происходили великие потрясения, русское искусство тоже претерпело изменения. Художники искали новые формы, отвергая академические авторитеты.

Начиналось, впрочем, невинно: со стиля «модерн», который ныне считается серебряным веком русского искусства. В начале прошлого века в Европе гремели «русские сезоны» Сергея Дягилева, который привлекал к работе над постановками лучшие творческие силы, в особенности художников объединения «Мир искусства».

На выставке представлены графические эскизы костюмов для «русских сезонов» «мирискусников» Льва Бакста, Александра Бенуа и Сергея Судейкина. Говорят, именно «мирискусники», стараясь достичь максимальной достоверности, превратили театральный костюм и декорации в самостоятельные произведения и с тех пор заставили считаться режиссёров с мнением художников спектаклей.

Русский модерн, увлечённый сказочной мистикой, представляют на выставке Михаил Врубель и Виктор Васнецов. Интересным показалось отпечатанное в московской «скоропечатне» Левенсона произведение Виктора Васнецова на коронацию государя Николая II и императрицы Александры Фёдоровны со всяческими «древнерусскими» завитками и символами.

Вообще‑то, это кулинарное меню на 14 мая 1896 года в пол-аршина длиной на званый обед: рассольник, борщок, стерляди паровые, каплуны, пироги, спаржа, барашек, заливное из фазанов, фрукты в вине, мороженое…

Загадочный и немногословный символизм представлен на выставке произведениями Виктора Борисова-Мусатова и Кузьмы Петрова-Водкина. Символисты культивировали наслаждение от длящегося мгновения. Время в их работах будто замирало. Образы Борисова-Мусатова статичны, неподвижны, исполнены лирической грусти, как в работе «Романс», показанной на выставке.

По словам Анастасии Владимировны, революционные идеи в искусстве начали появляться задолго до самого события, можно сказать, что художники первыми почувствовали витавшие в воздухе перемены, а с ними и ломку прежнего уклада жизни. Реакцией на изменения общественных настроений стал русский авангард. В работах первых русских авангардистов объединения «Бубновый валет» распадалась форма, нарушалась перспектива, цветовые пятна наслаивались друг на друга. На выставке «Бубновый валет» представлен такими именами, как Пётр Кончаловский, Роберт Фальк и Александр Куприн.

После революции 1917 года художники вдохновляются сюжетами новой прогрессивной жизни, иллюстрируя дух времени и воплощая идею о том, что искусство должно принадлежать народу. Главными мотивами произведений советских классиков – Александра Дейнеки, Александра Самохвалова, Александра Лабаса, Константина Вялова – становятся строящиеся заводы и фабрики, нефтепромыслы, поднимающиеся в небо самолёты и аэропланы, портреты героев нового времени – лётчиков, крепких и здоровых спортсменов.

Все показанные на выставке произведения – из коллекции музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Они попали в музей в период формирования фондов, за что спасибо первым искусствоведам Архангельска, в частности недавно ушедшей Елене Ружниковой.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.