День спустя рыбный порт посетил глава Поморья Александр Цыбульский — губернатор встретился с капитаном судна и обсудил с руководством Архангельского тралфлота планы по развитию транспортного хаба.
Утром 27 августа «Симфонию» разгружают два портальных крана. Из трюма судна они извлекают деревянные паллеты с уложенными на них «кирпичиками» упакованной замороженной рыбы. Оставив свой «улов» на берегу, стрелы разворачиваются в обратном направлении, а прикреплённые к ним стропы развеваются на ветру.
За процессом с берега следит капитан судна Сергей Мирошниченко. Для него это уже второй визит в Архангельск — первый, опять же с дальневосточной рыбой, был в 2018 году на судне «Прогресс».
– Наш переход занял 13 суток, всё прошло благополучно — только в Карском море нам с погодой не повезло, волна была три-четыре метра. Мы вышли из Владивостока, в Беринговом и Охотском морях собрали рыбу с плавзаводов и по Северному морскому пути отправились в Архангельск. В этом году шли без ледокола, самостоятельно. Но, конечно, прислушивались к рекомендациям Росатомфлота, — рассказывает капитан.
«Симфония» привезла в Архангельск три тысячи тонн рыбы лососёвых пород — горбуши, нерки и кеты. Часть груза останется в городе — купить её можно будет, в том числе, и на грядущей Маргаритинской ярмарке. Часть отправится в Центральную Россию.
Для судов компании «Доброфлот» это уже шестой рейс в Архангельск с дальневосточной рыбой. С 2017 года компания перевезла по СМП около 20 тысяч тонн этого груза. К слову, свой первый подобный рейс «Симфония» выполнила в 2019 году — тогда она доставила в столицу Поморья 2,6 тысячи тонн горбуши.
От других судов «Доброфлота», заходивших в Архангельск, её отличает уникальная ливрея «под тигра». Так, надстройку судна украшает морда зверя, корпус выкрашен под шкуру хищника, а на корме «Симфонии» нарисован полосатый хвост. Подобная раскраска — совместный проект хозяина судна и центра «Амурский тигр». Цель этой инициативы — привлечение широкого внимания к природе Дальнего Востока и к амурскому тигру.
Прорабатывается сейчас и вопрос по заходу в Архангельск второго в 2021 году судна с дальневосточной рыбой — «Гармонии». Если всё сложится удачно, а предпосылки к этому есть, то оно привезёт около трёх тысяч тонн рыбы в сентябре.
За разгрузкой «Сифмонии» Александр Цыбульский наблюдает с капитанского мостика корабля. С его высоты хорошо видно, как небольшие фигурки людей во внушительном трюме руками укладывают 30‑килограммовые свёртки с рыбой на паллеты и цепляют к ним стропы.
– Замечательно, что мы наращиваем объёмы перевозки рыбы. Но я уверен, что у нас есть возможности увеличить их ещё. Самое главное — обеспечить грамотную и эффективную перевалку груза, и мы будем готовы принимать ещё больше рейсов с Дальнего Востока, — отмечает глава региона.
Сергей Мирошниченко в свою очередь отмечает, что по сравнению с 2018 годом инфраструктура рыбного порта изменилась к лучшему — «заметно, что грузооборот вырос».
Данную информацию в разговоре с губернатором уже на берегу подтверждает начальник порта Максим Дрегало. По его словам, если в 2014 году, после приватизации Архангельского тралфлота, через порт проходило около 40 тысяч грузов, то в 2021‑м план по перевалке составляет 200 тысяч. И он на данный момент успешно реализуется.
– После утверждения инвестиционной программы в 2014‑м мы модернизировали холодильные мощности, отремонтировали краны и приобрели новый, закупили новые погрузчики, отремонтировали причальные линии. Кроме того, мы восстанавливаем наши тыловые площадки для хранения генеральных грузов — твёрдое покрытие уже получили десять гектар некогда голой земли. Наши причалы сейчас не простаивают, — рассказывает Максим Дрегало.
Те самые генеральные грузы — трубы, строительную технику, песок, щебень и другое — с Маймаксанского грузового участка суда везут на газовые месторождения Ямала и Гыданского полуострова. Так что сейчас рыбный порт занимается не только рыбой — 100 человек работают на его территории круглые сутки.
Теперь в планах у руководства АТФ удлинить причальную стенку на 150 метров, что позволит одновременно принимать до пяти судов и восстановить железнодорожные пути.
– Эти планы обязательно надо реализовать. Область готова оказать поддержку — в случае заключения инвестиционного соглашения мы возьмём часть обязательств по развитию инфраструктуры, АТФ берёт на себя обязательства инвестиционные. Полагаю, объёмы перевалки грузов можно увеличить до 500 тысяч тонн в год, — отметил по итогам беседы Александр Цыбульский и поручил министерству агропромышленного комплекса и торговли области во взаимодействии с АТФ подготовить проект соответствующего соглашения с горизонтом планирования на пять-шесть лет.
По словам исполняющего обязанности генерального директора АТФ Сергея Зарубина, достичь намеченных планов вполне реально. Это приведёт и к увеличению количества рабочих мест в порту, что также благотворно скажется на экономике региона.