В Москве нет государственного музея Михаила Васильевича Ломоносова. А ведь сюда морозной зимой добрался из Холмогор рыбный обоз, который вытащил миру на передний план российскую науку. И мир удивился! Молодой помор Михаил дошёл пешком из Холмогор в патриархальную Москву, чтобы стать первым русским академиком. И стал! Говоря высоким штилем, «воздвиг себе памятник». Первый российский университет, МГУ, созданный Ломоносовым, является с тех давних пор кузницей лучших специалистов во всех областях науки.
Но музей
всё‑таки был создан в одной из
московских школ горячими энтузиастами.
Однажды мне
позвонила женщина и назвалась руководителем
музея Михайло Ломоносова! Сказала, что
видела мой фильм, где главным рассказчиком
была известный ломоносовед, учёная
Татьяна Михайловна Моисеева. Татьяну
Михайловну я давно знаю и люблю, и мы
договорились с Людмилой Анатольевной
Тимофеевой о встрече.
Трамвай
семёрочка вёз нас по заснеженной Москве
в Сокольники, где на улице Егерской
находится школа 1530. Столь высоких
сугробов я не видела даже в Архангельске!
Весь район утопал в снегу, но было светло
и красиво. На крыльце нас уже встречали.
Меня сразу
поразил просторный и даже какой‑то
по‑праздничному торжественный холл!
Людмила Анатольевна начала свой рассказ:
– История
нашего музея началась в конце 80‑х
годов прошлого столетия, когда группа
учителей во главе с директором Евгенией
Викторовной Кузнецовой работали над
созданием гимназии с именем Ломоносова,
потому как ещё в XVIII веке Михайло
Васильевич считал, что гимназия является
первой основой всех свободных искусств
и наук… Тогда же пришло решение создать
музей. И не просто музей, а музей-лабораторию,
который наряду с изучением жизни и
деятельности великого учёного и эпохи,
в которой он жил и творил, являлся бы
центром просветительской, проектной и
исследовательской работы школьников.
Познание личности Ломоносова и его
наследия продолжается на предметных
уроках в музее. Отрадно, что интерес у
старшеклассников вызывают малоизученные
темы «Ломоносов в художественных
почтовых открытках», «Какую музыку мог
слушать Ломоносов?», «Ломоносов в
гравюрах Владимира Фаворского».
Я представила,
как академик слушает Бетховена или поёт
протяжную русскую песню… Думаю, что и
юные исследователи представляли его
живым, из плоти и крови, а не каменным
гостем. Он много работал и, наверное,
уставал, огорчался, чему-то радовался,
но прожил Михайло до обидного мало.
Задумывались ли об этом школьники или
по молодости лет – нет?
Но так или
иначе, учиться в такой творческой
обстановке очень интересно! Иногда
можно услышать, что Ломоносов покрыт
толстым слоем многовековой пыли. А это
глубокое заблуждение – доказательно
говорят об этом ребята из школьного
музея. Музей не прячется под своей
крышей, он постоянно рвётся перешагнуть
порог и выйти из Москвы, чтобы поискать
интересное на родине гения или новенькое
в Санкт-Петербурге, или за пределами
России что‑то затерянное раскопать…
Наш диалог
с Людмилой Анатольевной подошёл к концу.
Мы ещё раз прошлись по экспозиции, и я
пообещала ей связать крепкими нитями
маленький, школьный музей с большим
музеем в деревне Ломоносово, бывшей
Мишанинской, с Ломоносовским фондом, с
САФУ, который ознаменован именем великого
учёного, с драматическим театром имени
Михаила Васильевича Ломоносова.
Мы покидали
Сокольники, высоко в небе сияло солнце,
и было приятно думать о том, что этот
музей в школе был создан правильно. Есть
надежда, что из любознательных ребят
вырастут и Ньютоны, и Платоны, и Пушкины.
А памятник, воздвигнутый первым русским
академиком Михайло Ломоносовым, не
разрушится, «как не разрушат его ни
дождь разъедающий, ни жестокий Борей,
и времени полёт его не сокрушит».