21.08.2021 08:57

Раритет из деревенского амбара

В нынешнем феврале в Архангельский музей изобразительных искусств поступила деревянная скульптура XIX века «Распятие Господне». Специалисты расценивают это как редкость и большую удачу
Скульптура «Распятие Господне», XIX век/Фото предоставлено Татьяной Кольцовой

Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» обладает одной из самых значительных коллекций церковной деревянной скульптуры в России. Некогда северные мастера вырезали скульптуры из дерева, покрывали левкасом и расписывали темперными красками по аналогии с живописными образами.

Однако, во времена Петра Первого и длительное время после него деревянные изображения святых были под запретом. Объяснялось это борьбой с «латинянством». Но полностью искоренить искусство объёмных резных икон и скульптур властям не удалось, тем более на Севере, тогдашнем оплоте старообрядчества.

Откуда и как попала сохранившаяся с XIX века деревянная скульптура «Распятие Господне» в музей?

Никольская церковь в деревне Большая Нисогора/Фото предоставлено Татьяной КольцовойНикольская церковь в деревне Большая Нисогора/Фото предоставлено Татьяной Кольцовой

В феврале в ходе обследования архитектурных памятников Лешуконского района Наталья Валерьевна Репневская, ведущий консультант инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области, обнаружила на колокольне Никольской церкви деревни Большая Нисогора деревянную скульптуру. О находке она сообщила в музей, доктору искусствоведения Татьяне Михайловне Кольцовой, автору многих выставок, книг и каталогов, специалисту по северной иконописи.

Лишь увидев фотографии «Распятия», музейные сотрудники немедленно собрались в командировку. К тому же хорошая дорога в труднодоступный Лешуконский район существует только в зимний период. Хранитель церкви Фёдор Александрович Шарухин, житель деревни Большая Нисогора, согласился передать скульптуру в музей и рассказал всё, что о ней знал: в Нисогору она привезена лет десять назад из отдалённой деревни Шегмас того же района Фёдором Рыжковым, который нашёл «Распятие» в амбаре.


Хранитель церкви и староста православной общины Фёдор Шарухин/
Фото предоставлено Татьяной КольцовойХранитель церкви и староста православной общины Фёдор Шарухин/ Фото предоставлено Татьяной Кольцовой

Как скульптура туда попала, сколько лет она там стояла — неизвестно. Татьяна Михайловна предполагает, что «Распятие» может происходить либо из Ильинской часовни деревни Шегмас, либо из часовни Тихвинской иконы Богоматери близлежащей деревни Родомы.

Скульптура длительное время находилась на площадке церковной колокольни при уличной температуре, засыпана снегом, засижена птицами. Резко переместить её в тёплое помещение было нельзя. В Архангельске «Распятие Господне» длительное время постепенно приспосабливали к новому температурному режиму.

Ныне она уже совсем «акклиматизировалась». Теперь ею займутся специалисты Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Игоря Грабаря, в частности, художник-реставратор высшей категории Татьяна Турыгина.

Выставить скульптуру «Распятие Господне» для архангельского зрителя музей планирует после завершения реставрации, года через два. А пока сотрудники благодарят всех неравнодушных людей, принявших участие в сохранении редкого памятника Русского Севера.

К слову, в небольшой старинной деревне Большая Нисогора, которую путешественники называют одной из красивейших деревень Русского Севера, сохранена не только деревянная Никольская церковь XIX века, там ещё есть музей крестьянского быта, организованный силами местных жителей.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА